Папки-передвижки

Сборник методических материалов для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях ИЗО в ДОУ

Алина Климова
Сборник методических материалов для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях ИЗО в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сборник методических материалов для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

г. Старый Оскол, 2024г.

Публикация «Сборник методических материалов для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях ИЗО в ДОУ» размещена в разделах

Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учётом профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) с целью оказания методической помощи студентам, обучающимся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Пособие содержит практические материалы в помощь воспитателям по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Надеемся, что все представленные материалы помогут воспитателям грамотно ориентироваться в многообразии подходов, в выборе форм и методов работы по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Понятие здоровьесберегающих технологий и их виды в дошкольном образовательном учреждении 5

2. Формы и методы проведения работы с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду 8

3. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении 12

Список литературы 17

Введение

Проблема охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для их роста и развития является актуальной и весьма значимой в последние десятилетия. Здоровье подрастающего поколения определяет здоровье нации в целом, будущее страны, ее научный, культурный и экономический потенциал.

Анализ состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста по данным официальной статистики показывает неуклонный рост функциональных нарушений. Все меньший процент здоровых детей поступает в дошкольные учреждения. Нарастание патологических отклонений у детей наблюдается и к моменту поступления в школу. Научными исследованиями последних лет установлено, что состояние здоровья дошкольников во многом зависит от организации воспитательно-образовательного процесса и от условий образовательного учреждения, в котором они проводят от 9 до 12 часов ежедневно в течение рабочей недели.

Научные работы последних лет Н. К. Смирнова, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцева, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецова и др. посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в воспитательно-образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей

Данный сборник разработан, чтобы оказать помощь воспитателям в работе с детьми дошкольного возраста в процессе использования здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью.

3. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста.

1. Понятие здоровьесберегающих технологий и их виды в дошкольном образовательном учреждении

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания - одна из приоритетных задач дошкольного учреждения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения, соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности в изодеятельности.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и восприятия дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

В последнее время слово «Арттерапия» часто звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством.

Влияние арттерапии на здоровье ребенка :

- высвобождение психической энергии;

- чувство спокойствия, расслабления;

- снятия страхов, негативизма;

- развитие левого, образного полушария головного мозга ребенка;

- пространственное мышление;

- зрительно-моторная координация;

- глазомер;

- проблемы эмоционально-личностной сферы;

- положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру.

Широкое развитие получила «Изотерапия». В работе с детьми педагогическое направление изотерапии понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, средствами художественной деятельности. Для реализации этого создается атмосфера психологического комфорта, толерантности.

Используя в работе изотерапию, целесообразно включать в занятия классическую, инструментальную, со звуками природы музыку. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а, если необходимо, то может послужить моментом релаксации. Изотерапия является условием эмоционального благополучия ребенка.

Упражнения на пластические имитации (изобрази) способствуют сохранению здоровья детей : снимают стресс, раскрепощают, снимают мышечное напряжение.

Хорошо развитое цветовосприятие помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.

С цветом можно играть.   Детям предлагаются различные игры-задания: нарисуй «зеленую» или «сиреневую» сказку - путем смешивания красок детям предлагается сделать ее веселой или печальной.

Работая над развитием эмоциональной сферы воспитанников средствами изотерапии, дети учатся разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства.

Для этого используются такие нетрадиционные техники рисования :

- монотипия;

- рисование ладошками;

- рисование печатками картофеля;

- кляксография;

- рисование нитками.

Организация совместных занятий с детьми и родителями способствуют к лучшему взаимопониманию, сотрудничеству.

Использование динамических упражнений во время занятий хорошо влияют на расслабление различных групп мышц. Физкультминутки, зрительная гимнастика способствуют лучшему восприятию различной информации, повышают уровень работоспособности.

Использование музыкального сопровождения во время творческой деятельности детей, способствует поднятию настроения, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.

Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности служит поддержанию его чувства собственного достоинства и позитивного образа «Я», раскрытию творческих способностей, психологического комфорта.

Психофизическая разгрузка (аутотренинг, ритуальное прощание, аплодисменты) способствуют налаживанию взаимоотношений между детьми и педагогом, что положительно влияет на настроение, а значит и на здоровье.

Изотерапия построена на основе интеграции разных видов творческой и игровой деятельности с художественным творчеством дошкольников с целью укрепления психического здоровья и развития их творческих способностей. В результате нечеткие, аморфные, слабо-дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными. Что способствует развитию чувства ритма, необходимого для овладения и совершенствования двигательной сферы.  

Таким образом, содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должна решаться средствами изобразительной деятельности. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья.  

2. Формы и методы проведения работы с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду

Так как здоровьесберегающие   технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития, приоритетной задачей современного дошкольного образования является задача укрепления, сохранения и поддержания здоровья детей.  

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении. Известно, что работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни носит комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности в изодеятельности применительно проекта ФГОС дошкольного образования.

Существует особая здоровьесберегающая система отношений :

- принимаем ребенка таким, каков он есть;

- чувствуем и понимаем причины поступка ребенка, которые зачастую являются необходимым отреагированием его душевного состояния;

- вместе с детьми на равных участвуем в игровой деятельности, отдавая инициативу детям;

- уважаем личность ребенка, т. е.  ненасительственно привлекаем его к процессу деятельности;

- все усилия направляем на изменение душевного состояния детей, эмоциональную поддержку, выработку у детей гуманных форм поведения;

- помним главноездоровьесберегающим и  оздоравливающим является сам процесс изобразительной деятельности в атмосфере душевной теплоты, доброжелательности, а не его результат;

- не критикуем, не выделяем похвалой отдельного ребенка, не сравниваем его с другими детьми, т. к. все это является причиной внутреннего зажима, неуверенности, тормоза творческого развития;

- всегда создаем ситуацию успеха ребенка, поощряем его малейшие усилия и творческую инициативу;

- во всех случаях в качестве первой и основной формы оценки используем похвалу;

- отслеживаем поведение каждого ребенка и помним, что «трудный ребенок» - не тот, с которым трудно, а тот, которому трудно.

С целью обеспечения полноценного сотрудничества детского сада и семьи  практикуются разнообразные эффективные формы работы: семинары-практикумы, анкетирование, выпуск семейных газет, развлечения, Дни открытых дверей, выставки детских рисунков и вернисажи. На занятиях практикумов рассматриваются актуальные вопросы развития творческих способностей детей. Родители получают не только полезную информацию, но и практическую помощь по реализации этой работы в совместной с детьми художественной деятельности. Выставки детских работ и вернисажи наглядно демонстрируют творческие успехи каждого ребенка и позволяют установить доверительные и доброжелательные отношения с родителями, учитывать их мнение и рекомендации, привлекать их к творческому процессу.

   Интегрированный подход позволяет:

 - оптимизировать художественное воспитание в детском саду;

 - улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;

 - повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка;

 - установить более тесный контакт всех специалистов детского сада, укрепить сотрудничество с родителями;

 - сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Известно, что от настроения, самочувствия дошкольника зависит  его продуктивная деятельность, коммуникабельность, двигательная активность. Чтобы сохранить физическое здоровье детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой и психологический комфорт на занятиях изобразительной деятельностью, были определены основные методы и формы оздоровления детей.

Методы здоровьесберегающих технологий на занятиях по изобразительной деятельности:

Комфортно организованная предметно-пространственная среда:

- обеспечение безопасного рабочего места, соблюдение СанПиН;

- исключение отвлекающих и раздражающих факторов;

- обеспечение материалами и оборудованием для организации педагогического процесса и их рациональное распределение.

Контроль и коррекция самочувствия детей до занятия.

Обеспечение психологического комфорта на занятиях :

- создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы, опирающейся на внутреннюю мотивацию успешности;  снятие всех стрессообразующих факторов в учебном процессе;

- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

- составление четких, конкретных, коротких инструкций, подкрепление устных инструкций зрительной стимуляцией;

- использование музыки;

- использование технологии сотрудничества (между детьми, между педагогом и детьми, партнёрские отношения);

- использование оздоровительных методик (дыхательная гимнастика, творческая импровизация, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физ. минутки, цветотерапия, приёмы мышечного расслабления);

- использование гибкой системы поощрений.

Формы оздоровления детей на занятиях изобразительной деятельности:

- динамические паузы проводятся во время образовательной деятельности (далее ОД) по мере утомляемости детей и рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомляемости;

- релаксация проводится во время ОД в зависимости от состояния детей и поставленных задач и подходит для всех возрастных групп. Можно использовать классическую музыку;

- технология эстетической направленности реализуется на ОД при посещении музеев, выставок, оформлении помещений к праздникам. Подходит для всех возрастных групп;

- пальчиковая гимнастика проводится во время ОД и помогает снять напряжение мышц руки, а также развить мелкую моторику;

- гимнастика для глаз проводится по 3-5 мин в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется наглядный материал, показ педагога;

- дыхательная гимнастика реализуется в различных формах работы и способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма, медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью;

- физ. минутки используются в ОД для профилактики утомления, нарушения осанки, психоэмоциональной разрядки и проводятся по 2-3 минуты;

- музыкотерапия используется в ОД в зависимости от поставленных задач. Способствует снятию напряжения, раздражительности;

- цветотерапия повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

- песочная терапия проводится вне занятия и является средством коррекции психики, преодолении чувства страха;

- подвижные игры (малой подвижности) проводятся в соответствии с возрастом в зависимости от поставленных задач, чаще в конце занятия.

Таким образом, в результате проделанной работы нечеткие, аморфные, слабо-дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными, что способствует развитию чувства ритма, необходимого для овладения и совершенствования двигательной сферы. Т. е. содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должно решаться средствами изобразительной деятельности. Ведь самоценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности и его здоровья, к которому, как уже говорилось ранее, относится:

- формирование уверенности в себе, в своих способностях;

- самоидентификация в творческой деятельности;

- целенаправленность деятельности в целом;

- укрепление здоровья детей.

3. Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Система образования стоит на пороге серьезных преобразований в связи с влиянием ФГОС. Его первоочередная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Значимость данной проблемы определена и в Федеральном законе «Об образовании» в  Российской Федерации.

В связи с введением ФГОС ДО, актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми. В. А Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка - …это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Особое место в дошкольном образовательном учреждении отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает успешность образовательного процесса. Подбор различных технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Реализация образовательных задач осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами, которые позволяют давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

- не навреди!

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз, дети периодически переводятся из положения сидя в положение стоя. Использование индивидуальных массажных ковриков позволяет сохранить телесную вертикаль и работоспособность детей на протяжении всей деятельности.

В образовательной деятельности систематически применяем оздоровительные гимнастики. Разминки перед началом художественной творческой деятельности используются для профилактики эмоционального напряжения, утомления.

В процессе занятий по изодеятельности воспитатель предлагает им увлекательную физкультурную паузу, вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста. Взрослый предлагает детям попрыгать, присесть, потопать, похлопать. Проводит подвижные дидактические игры, например: «Отнеси картинку к предмету», «Построй фигуру», «Встань, если догадался».

Не забываем о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания, увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, тренирует его глубину, ритмичность. Кровь обогащается кислородом, а воспринимают информацию после такой гимнастики дети охотнее и эффективнее. Применение релаксации позволяет снять мышечное напряжение, успокоить ребенка, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы.

Продумывая занятия, необходимо как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Для этого максимально удаляем от глаз ребенка дидактический материал. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Физкультминутки для глаз способствуют расширению зрительно-двигательной активности, стимулируют нервные окончания и дают отдых утомленному зрению.

Использование в процессе занятий по ИЗО классической музыки, аудиозаписи звуков природы способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает ребенку успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы, дети представляют себя на полянке, на берегу моря, в саду, вызывая положительные эмоции. Все это способствует развитию у ребенка воображения, чувства прекрасного.

В образовательном процессе активно используются нетрадиционные техники рисования. Существует много способов нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою технику. Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Они развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

С психологом можно проводить занятия по авторской программе Н. М.  Погосовой «Цветовой игротренинг». Занятия в нем направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Во время таких встреч дети «совершают путешествие» в разноцветные страны, бывают в серебряном городе и золотом царстве, белом и чёрном королевстве. В работе используются разноцветные полотна, при рассматривании сквозь них окружающего пространства, дети развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Увлечённость цветом расширяется, и вот в группе появляются «зелёная комната», «голубой уголок», обшитые тканью разного цвета поролоновые подушки, накидки и костюмы для ряженья, это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания. Внедряем в практику «цветной день» в детском саду. Дети сами выбирают цвет, и  ему посвящается весь день: этот цвет предусматривается в одежде детей и воспитателей, с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают постройки и т.  д. Знания, умения, приобретённые детьми в «цветных днях» несомненно, пригодятся детям на новой социальной ступени – школьной жизни и далее во взрослой. Пусть не все, а главное – какие цвета помогают отдохнуть, успокоиться, поднять настроение, помечтать, какие согревают, а какие охлаждают, дети запомнят, расскажут близким и друзьям, воспользуются ими в нужный момент жизни.

Рекомендуется также проводить занятия на открытом воздухе. Т.  А.  Копцева, автор программы «Природа и художник», подчеркивает значение природы в развитии изобразительного творчества детей. По мнению автора, любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях материалом, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, собираем коллекцию природных материалов (шишки, желуди, листья, веточки, делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и  укрепление здоровья каждого воспитанника, способствуют снижению заболеваемости и облегчают адаптацию ребенка к школьным нагрузкам, а также являются важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Публикации по теме:

Использование специальных методических материалов в работе с детьмиИспользование специальных методических материалов в работе с детьми В работе со своими воспитанниками я использую специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми – это единственно.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологийОтчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник методических материалов для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях ИЗО в ДОУ
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 22:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник методических материалов для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях ИЗО в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алина Климова (УИ 3244497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД