Ирина Коврижных
Сборник игр и упражнений для детей с поведенческим нарушением
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник игр и упражнений для детей с поведенческим нарушением
Содержание
1. Игры и упражнения для детей с повышенной гиперактивностью.
Упражнение на релаксационном кресле для расслабления гиперактивного ребенка «Кулачки и пружинки»
Цель: снятие мышечного напряжения мышц рук и ног, а так же эмоциональное возбуждения.
Оборудование: релаксационное кресло.
Публикация «Сборник игр и упражнений для детей с поведенческим нарушением» размещена в разделах
Ход игры: Педагог предлагает ребенку с гиперактивным поведением немного поиграть в очень удобном и красивом кресле. Берет его за руку, проводит к креслу. Необходимо заинтересовать малыша, чтоб он сел в кресло, рассказать что это чудо – машина, которая сейчас отправит нас в страну «Спокойняшка». Когда ребенок сел в кресло, педагог садится на уровне глаз его и берет за руки выполняя движения и спокойным голосом говорит слова:
«Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты, (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем разжимаем…» (разжать) (2 раза).
Необходимо обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и наоборот, в момент расслабления!
После расслабления рук, педагог предлагает ребенку расслабить мышцы ног. Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются. Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки, а теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох!
«Что за странные пружинки, упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены,
И расслаблены…»
После упражнений можно предложить ребенку полежать на кресле, включив ему релаксирующую музыку.
Успокаивающие упражнение для гиперактивных детей с использованием Светящихся звезд, «Звездное небо»
Цель: снятие мышечного напряжения мышц рук, ног и всего тела, а так же эмоционального возбуждения гиперактивного ребенка. Обучение позе покоя.
Оборудование: Комплект светящихся звезд, в который входит 22 звезды разных размеров и клейкая основа для них. Звезды светятся в темноте.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку или группе детей с гиперактивностью пройти в спальную или сенсорную комнату, в которой установлен комплект светящихся звезд. Под звездным небом подготовлена основа в виде ковра или матраса (можно оформить все в теме «Звездная ночь», например зеленая лужайка под небом). Педагог предлагает лечь на ковер или матрас, выключает свет, включает «светящиеся звезды». Говорит детям спокойным голосом художественное слово:
«Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губки тёплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется, (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…» (пауза)
**
«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!»
Можно включить спокойную релаксирующую музыку со звуками природы.
2. Игры и упражнения для детей с агрессивным поведением
Игра для детей с агрессивным поведением с использованием Странного мяча, «Голова – мяч»
Цель: снижение напряжения, создание позитивного настроения, формирование чувства близости с другими людьми.
Оборудование: «Странный мяч – 1 штука, диаметром 9 см.
Ход игры: Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних размеров. Мяч лежит на табурете или кубе. Педагог предлагает игрокам опуститься на колени и зажать мяч между головами. Если играют по двое, то задача детей - поднять мяч со стула и донести его до определенного места, например, до стены. Если играют по трое, то достаточно поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем игрокам, которые действуют медленно и согласованно. Строго запрещается поддерживать мяч руками.
Игра для детей с агрессивным поведением с использованием балансировочной горки «Преодолей препятствие в паре»
Цель: формировать у детей доверие к окружающим.
Оборудование: Балансировочная доска
Ход игры: Педагог выставляет в центре группы балансировочную доску. Предлагает детям с агрессивным поведением (2 человека, преодолеть препятствие, при этом помочь другу. Можно рассказать детям сказку, в которой будет два героя и им нужно пройти по шатающемуся мостику и устоять на нем. Но при этом, нужно будет успокоиться, спокойно встать на доску, взять друг друга за руки и по команде как можно дольше простоять на балансировочной доске. После, когда дети закончат игру, необходимо похвалить обоих и рассказать, что если не драться, не ругаться и не кричать друг на друга, а помогать, то можно преодолеть всякие сложности.
3. Игры и упражнения для детей с демонстративным поведением
Игра «Эхо у моря»
Цель: задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе и сотрудничать с ним.
Оборудование: Игра «Успокаивающие волны» — Создает ощущение нахождения рядом с морем.
Завораживающая труба. Внутри трубка заполнена жидкостью, блестками. Также здесь находится большой шарик, за перемещениями которого можно наблюдать, передвигая трубку из стороны в сторону. Длина — 34 см Диаметр - 6 см
Ход игры: Педагог рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах у моря. Увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания, например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т. п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали.
Затем педагог предлагает детям послушать «Успокаивающие волны», а теперь можно плыть в море (ложимся и гребем). Мы с вами выплыли в синем море и качаемся на волнах (включается музыка с шумом волн). Каждому ребенку дается бумажный кораблик. Инструкция: перевернитесь на спину. Поставьте кораблик на живот. Делаем вдох, живот становится круглым, кораблик поднимается на волнах. Выдох, кораблик опустился. Вдох, выдох. Молодцы!
Игра «Доброе животное»
Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Оборудование: Скакуны Совы
Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад ит. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»
Затем педагог раздает детям Скакуны Совы (упругие звонкие мячики) и предлагает выполнить перекатывания мяча из руки в руку. Предлагает разные вариации.
- увеличение расстояния между руками (чем руки шире, тем сложнее);
- необычное расположение рук: вблизи-вдали от тела, по диагонали, перекрестное (правая рука запускает мяч слева, левая — справа);
- запуск мяча с разной скоростью;
- запуск мяча с отрывом от поверхности (при этом он катится не тихо, а издавая звук).
4. Игры и упражнения для детей с инфантильным поведением
Игра «Лучики солнца»
Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Оборудование: фибероптический модуль (Солнышко).
Ход игры: Просим детей встать рядышком/ под модулем. Сокрушаемся, что Солнышко не сияет. Дети представляют себя добрыми волшебниками, и должны «вылечить» или «развеселить» Солнышко. Далее, дети выполняют определенную роль (отгадывают загадки/«варят спасительное зелье»/водят хоровод вокруг солнышка с песнями и т. д. (сюжет данной задачи на усмотрение психолога). Когда задача наполовину выполнена, включаем Солнышко, но ненадолго. Выключаем. Сокрушаемся, что Солнышку опять грустно. Далее, дети продолжают пытаться развеселить Солнышко. Наконец- то, Солнышко в настроении, и начинается «Новый день». Все закрывают глаза (ночь). Солнышко начинает вставать. Далее сюжет «нового дня» может развиваться в различных тематических направлениях.
Упражнение «Мое взрослое будущее» с использованием методики Монтессори (рисование песком)
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Оборудование: рассыпчатый песок для рисования на специальной основе с подсветкой.
Ход игры: Сначала педагог собирает всех детей в круг и предлагает поговорить о том, о чем мечтают дети в будущем, или на данный момент. Далее, детям предлагается нарисовать себя в будущем. Каждый рисует отдельно и рассказывает всем о своем рисунке и мыслях. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?
5. Игры и упражнения для детей протестным поведением
Игра «Минное поле»
Цель: сплочение коллектива в группе, дать возможность принимать решения в игре самостоятельно.
Оборудование: игрушки «Смеющиеся мячики», простые мячики.
Ход игры: Выберите подходящее открытое пространство. Если есть возможность, выйдите на улицу. Разместите «мины» в виде мячей или любых других объектов. Создайте атмосферу всеобщего внимания и концентрации. Задания на доверие требуют серьезной атмосферы, когда каждый проникается чувством ответственности и уважения к каждому члену команды. Участники разбиваются на пары. Одному из пары завязываются глаза и запрещается разговаривать (на усмотрение). Другой партнер может видеть и разговаривать, но не может касаться своего партнера и заходить на «минное поле». Главная задача участника с завязанными глазами пересечь «минное поле», не задев «мины», следуя подсказкам и инструкциям своего партнера. Самое важное, не задеть смеющийся мяч, чтоб он не засмеялся. Тогда сразу выбываешь с минного поля.
Игра «Сто одежек»
Цель: помочь ребенку осознать, какие из его внутренних тенденций вступили в противоречие; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе.
Оборудование: Куклы из картона и набор одежды для каждого из них, утяжеленный шарф и жилет.
Ход игры: Дети играют тройками. Каждая тройка – это семья: папа, мама и ребенок. Перед каждым игроком на столе лежит соответствующая кукла, вырезанная из картона (кукла-папа, кукла-мама, кукла-ребенок –мальчик или девочка) и набор одежды (не менее десяти предметов, вырезанной из бумаги. Задача детей как можно быстрее одеть каждого члена семьи в соответствующую его полу и возрасту одежду. Трудность заключается в том, что часть одежды в комплекте изначально предназначенном для каждого кукольного члена семьи, принадлежит другому. Поэтому, игроки, одевающие кукол, должны об этом вовремя догадаться и поменяться необходимой одеждой.
Далее, педагог предлагает детям с протестным поведением примерить на себя утяжеленный шарф и желет. Дети, которые так же желают, тоже могут примерять его.
6. Игры и упражнения для детей с конформным поведением
Игра «Тишина»
Цель: развитие у детей позитивного самовосприятия; формирование уверенности в себе и адекватной самооценки; воспитание чувства собственногодостоинства.
Оборудование: шкатулка с записками с ролями, фибероптический модуль в виде тучки и капель дождя.
Ход игры: Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Педагог читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким (жирным шрифтом выделены роли) :
Тишина
Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья, вдруг пошел дождь и ветер из струи дождя связывал косы. Вдруг дождь перестал идти, ветер перестал дуть и наступила Тишина.
Игра «Загадочный стук»
Цель: развитие у детей позитивного само восприятия; формирование уверенности в себе и адекватной самооценки.
Ход игры: Из числа играющих детей выбирается педагог. Ребенок выходит из комнаты и стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, как-то иначе (по выбору). Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст стука. Ребенок, которому удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.