Анастасия Амелина
Сборник для детей и родителей о труде
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник для детей и родителей о труде
Выполнила:
Студентка 2-го курса
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
очно-заочного отделения
Амелина Анастасия Николаевна
Руководитель:
Корюкина Ольга Ивановна
Черняховск, 2023 год
Введение
Сборник разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в соответствии с основной образовательной программой «Детство», под редакцией: кандидата педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктора педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидата педагогических наук, доцент О. В. Солнцева является дополнением к организации образовательной деятельности по формированию первоначальных действий с дошкольниками.
Публикация «Сборник для детей и родителей о труде» размещена в разделах
В сборнике раскрывается методы и действия, направленные на формирование первоначальных трудовых действий у дошкольников. В сборнике присутствуют дидактические игры, мультфильмы о профессиях взрослых, а также песни о труде. Сборник адресован студентам педагогических колледжей, воспитателям ДОО, а так же может быть полезным родителям дошкольников.
Цель сборника – оказание методической поддержки педагогу по организации знакомства детей с трудом взрослых.
Оглавление
Введение 2
Раздел 1: «Азбука народной мудрости» 4
Раздел 2: «Славим труд и человека труда» 8
Раздел 3: «Музыкальный калейдоскоп» 9
Раздел 4: «Энциклопедия игры» 13
Раздел 5: «Мультсборник» 16
Раздел 6: «Познавательный коллаж» 18
Раздел 7: «Толковый словарь в картинках» 21
Раздел 8: Операционные карты для ручного труда 23
Раздел 1: «Азбука народной мудрости»
1. Кто за все берется тому ничего не дается.
В этой пословице говорится о том, что если человек начинает новое дело не закончив старое, и не прилагает достаточно усилий, то не одно дело не даст результата.
2. Под лежачий камень вода не течет
В этой пословице говорится о том, что ничего самой собой не делается, если человек не приложит усилий и желания.
3. Дело мастера боится
В этой пословице говорится о том, что старание может победить любое даже самое сложное дело.
4. За всякое дело берись смело
В этой пословице говорится о том, что не стоит бояться работы, если стараться и не лениться, то любая работа наладится.
5. У плохого мастера и пила плохая
В этой пословице говорится о том, что если человек что-то не умеет, то он всегда будет искать кого или что можно обвинить в неудаче.
6. Палец слаб, а кулак силен.
В этой пословице говорится о том, что в одиночку трудно справиться со сложным делом, а всем вместе намного проще. Если сложно надо попросить помощи у друзей.
7. Капля по капле и камень долбит.
В этой пословице говорится о том, что любое дело сложиться если настойчиво добиваться результата.
Загадки:
Травы поем – зубы вытуплю,
Песку хвачу – снова наточу.
(Коса)
Всех на свете обшивает
Что сошьет – не надевает.
(Игла)
Я по лысине бегу –
Кудри с лысины стригу.
(Рубанок)
Как завижу лежебоку,
что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
чуть видна его фуражка.
(Молоток)
Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой.
(Отвертка)
Сказки про трудолюбие :
1. «Морозко» - где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету.
2. «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
3. «Репка» - где дед посадил репку. И только в совместном труде и упорстве смогли собрать урожай.
4. «Колобок» — где бабка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
5. «Маша и медведь» — где Маша пекла пирожки.
Раздел 2: «Славим труд и человека труда»
Перед нами картина Алексея Ильича Бортникова "Весна пришла". Художник посредством полотна и красок показывает нам, каким он видит это время года. Для одних весна - это пробуждение природы и пение птиц, для других - огромные лужи и промокшие ноги. Картина Бортникова была написана в советский период, поэтому не удивительно, что для людей того времени весна - это время труда, огородных посадок, дачных работ. Причём, к труду тогда приучали с ранних лет. На картине мы видим совсем ещё маленьких детей - воспитанников детского сада. Но и они, несмотря на возраст, уже пытаются сделать что-то полезное. Мальчишки и девчонки работают на участке около садика, сажают лук. У них очень чётко распределены обязанности. Одна девочка делает лунки, двое её друзей высаживают луковицы в почву, потом другая девочка засыпает луковки землёй. К ним на помощь бежит ещё одна воспитанница детского сада - с ведром, она будет поливать грядки.
Лица у всех ребят сосредоточенные. Между тем видно, что сажать лук для них - очень увлекательное занятие. Всю весну и лето дети будут ухаживать за посадками, а после - соберут урожай и увидят воочию результат своего труда.
Раздел 3: «Музыкальный калейдоскоп»
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает задатки музыкального вкуса.
«Антошка»
Слова Ю. Энтина
Музыка В. Шаинского
Антошка Антошка
Пойдем копать картошку
Антошка Антошка
Пойдем копать картошку
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили
Это нам не задавали
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили
Это нам не задавали
Па-рам-пам-пам
Па-рам-пам-пам
Антошка Антошка
Сыграй нам на гармошке
Антошка Антошка
Сыграй нам на гармошке
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили
Это нам не задавали
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили
Это нам не задавали
Па-рам-пам-пам
Па-рам-пам-пам
Антошка Антошка
Готовь к обеду ложку
Антошка Антошка
Готовь к обеду ложку
Тили-тили трали-вали
Это братцы мне по силе
Откажусь теперь едва ли
Тили-тили трали-вали
Это братцы мне по силе
Откажусь теперь едва ли
Па-рам-пам-пам
Па-рам-пам-пам
Па-рам-пам-пам
«Песня Василис»
Слова В. Коростылёв
Музыка И. Якушенко
Поработаем неплохо,
Рассчитаем за урок
Сколько надо шлакоблоков,
Чтоб дворец построить в срок.
Делать надо нам расчёт,
Как из труб вода течёт,
Что отсюда вытекает,
Арифметике почёт.
«Мамины помощники»
Слова и музыка Л. Северинова
Мамочка, мамочка мы тебе поможем:
Сами всё уберё м и на место сложим:
Мы свои платочки в тазике стираем –
Вот как мы сегодня маме помогаем!
Мамочка, мамочка мы тебе поможем:
Сами всё уберё м и на место сложим:
Мы тарелки моем, сухо вытираем
Вот как мы сегодня маме помогаем!
Мамочка, мамочка мы тебе поможем:
Сами всё уберё м и на место сложим:
Щёткой пол на кухне чисто подметаем-
Вот как мы сегодня маме помогаем!
Мамочка, мамочка мы тебе поможем:
Сами всё уберё м и на место сложим:
На окне цветочки дружно поливаем-
Вот как мы сегодня маме помогаем!
Припев: Вода, буль-буль-буль
Вода, буль-буль-буль
Вода, буль-буль-буль
Умой чумазых и грязнуль!
В мире много белых пятен
И на карте их не счесть
Только больше чёрных пятен -
У грязнуль на коже есть!
Припев: Вода, буль-буль-буль
Вода, буль-буль-буль
Вода, буль-буль-буль
Умой чумазых и грязнуль!
И неряхи и грязнули
От воды несутся пулей,
Мы же к ней спешим с любовью
Чистота - залог здоровья!
Припев: Вода, буль-буль-буль
Вода, буль-буль-буль
Вода, буль-буль-буль
Умой чумазых и грязнуль!
Раздел 4: «Энциклопедия игры»
Сюжетно - ролевая игра «Работа продавца»
Цель: развитие навыка классификации вещей и продуктов по внешним признакам, определения формы окружающих предметов.
Задачи:
Образовательные:
закрепление в памяти новых понятий, связанных с магазинными товарами;
формировать умение группировать предметы по признакам, пользуясь практическими действиями с картинками.
Развивающие:
развивать логику, память, концентрацию внимания, речевой навык;
развивать у детей знания о работе продавца.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в ходе совместной деятельности;
воспитывать у детей уважение к профессии продавца.
Материал и оборудование: карточки, изображающие продающиеся в магазине вещи и продукты, а также витрины товарных отделов в виде разноцветных картонных листов с соответствующими надписями «Мебель», «Продукты», «Спорт».
Игровые правила:
На столе лежат карточки, изображающие продающиеся в магазине вещи и продукты, а также витрины товарных отделов «Мебель», «Продукты», «Спорт». Воспитатель предлагает воспитанникам побыть продавцами. В магазин привезли разнообразные товары (детям предлагается рассмотреть карточки, изображающие еду, мебель, спортивный инвентарь). Грузчики, выгружая товары, все смешали в кучу. Детям необходимо сгруппировать предметы по признакам и найти витрину с нужным товарным отделом.
Игровые действия:
Задача продавцов – правильно распределить продукцию по витринам. Дети начинают раскладывать картинки по картонкам-витринам, попутно рассказывая, почему кладут именно сюда.
Например: сыр – это продукт из молока, следовательно, нужно положить в молочный отдел.
Профессия «Шофёр» игра «Тише едешь, дальше будешь»
Цель: развитие навыка в ходьбе с остановкой по сигналу; развитие реакции на сигнал, чувство равновесия, внимание.
Ход игры:
На одной стороне площадки проводится линия, дети строятся за ней в шеренгу. На другом конце площадки очерчивается круг – место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На эти слова дети идут к ведущему, делая шаг на каждое слово, на слово «Стоп!» - останавливаются, замирают. Водящий после слова «стоп» быстро оглядывается на детей. Того, кто не успел остановиться, водящий возвращает на исходную линию. Затем водящий вновь поворачивается спиной к детям и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились первый раз на слово «стоп». Те, кого отослал водящий на исходную линию, начинают движение оттуда. Побеждает ребенок, успевший встать первым в круг к водящему до слова «стоп». Он и становится водящим.
Игра «Кому это нужно?»
Цель: закрепление представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомство с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: закрепление знаний детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Дидактическая задача: закрепление знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии. Упражнение в назывании действий, которые выполняет человек данной профессии.
Оборудование: орудия и предметы труда некоторых профессий, их изображение на картинках или игрушки (рубанок, пила, молоток, гвозди, наперсток, ножницы, игла в игольнице, сантиметр, фонендоскоп, шприц, бинт, кисти, краски, мольберт, ножницы, расческа, лак, бигуди, весы, гиря, лотки с овощами, жезл, свисток, машинка ГАИ и др.).
Игровое действие: ребенок отбирает на столе у воспитателя реальные предметы, картинки или игрушки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял рубанок, пилу, молоток и гвозди. Отгадайте, какая у меня профессия?». Дети должны узнать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет человек данной профессии. (Это столяр, он пилит, строгает доски)
Раздел 5: «Мультсборник»
Для дошкольников стоит выбирать российские мультфильмы и фильмы. Их сценарии составляют в соответствии с психологическими требованиями. Российские мультики созданы специально для детей, для их ранимой психики, чтобы не навредить им. Они докажут ребенку, что добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло.
https://whatisgood.ru/tv/cartoons/sovetskie-multfilmyi-kotoryie-pomogut-otuchit-rebyonka-ot-leni/
Герои мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто лениться, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.
1. «Нехочуха» (Творческое объединение Экран, 1986г.)
Сюжет:
Мальчик не хотел ничего делать, только смотреть мультики и играл. Он не убирал за собой игрушки, не помогал бабушке по дому и мечтал попасть в страну, где не будут заставлять делать то, что не хочешь. Его желание сбылось – он попал в страну Нехочухию, где были разнообразные удовольствия и обслуживающие роботы. Мальчик быстро устал от постоянных, сменяющих друг друга удовольствий и постоянно повторял «не хочу». На что робот отвечал: «Молодец. Будешь как великий Нехочуха». Когда же он увидел настоящего великого Нехочуху – отвратительного, ничего не умеющего, толстого лентяя – и понял, что это он в будущем, то не захотел быть Нехочухой.
2. «Сказка про лень» (1976г., Союзмультфильм)
Сюжет:
На одном из прилавков рынка Тюлень продавал свою Лень – небольшой мешочек, на котором так и было написано: «Лень». Продавец запрашивал за свой необычный товар совсем малость, и покупку решил совершить Пингвин. Избавившись от Лени, бодрый и радостный Тюлень отправился плавать в море, а Пингвин с новым приобретением пришел к себе домой. Стоило ему приоткрыть узелок, как Лень сразу же его одолела. Ни о какой работе и речь идти не могла, даже дошить ботинок Пингвину сил не осталось, и герой улегся спать.
Прошло несколько дней, огонь в котле погас, и весь дом укрылся сосульками. Встрепенулся Пингвин, схватил злосчастный мешок и решил подкинуть его соседям – семье Гусей. Как только Лень оказалась у мамы и папы Гусей, так сразу крылья у них опустились, и сил хватило, лишь чтобы в домино поиграть.
Следующим обладателем нехорошего мешочка стал Кашалот, за ним Крокодил, а потом Олень. И никто не смог сразу дать отпор напавшей Лени. Лишь спустя время, когда герои понимали, что бездействовать неправильно, тогда получалось избавиться от наваждения. Даже Речка Лени поддалась.
К концу истории все герои благополучно избавились от злосчастного мешочка Лени, и теперь она рыщет по свету в поисках кого-нибудь, кто имел бы несчастье дать ей приют.
3. «В яранге горит огонь» (1956г., Союзмультфильм, по мотивам сказок народов Севера)
Сюжет:
Далеко на Севере в маленькой яранге жила мама с двумя детьми. Сына звали Ятто, а его сестру – Тэюне. Дети были ленивые и непослушные и не хотели помогать матери. Когда она попросила детей насобирать хвороста для огня, те не послушались её, сказав, что тех дров, которые она уже собрала, вполне хватит. Когда же огонь в очаге погас, злая старуха Пурга ворвалась в ярангу, превратила мать Ятто и Тэюне в птицу и унесла её. Брату и сестре пришлось забыть про свою лень и отправиться на поиски мамы. Они проделали долгий путь и преодолели много опасностей, прежде чем смогли найти жилище Пурги и спасти свою маму.
Раздел 6: «Познавательный коллаж»
Кроссворд в переводе «Перекресток слов», - это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Работа с кроссвордами достаточно интересна и для воспитателей и для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Задания к кроссворду «Профессии» :
1. Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья. (Плотник.)
2. Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач.)
3. Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель.)
4. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я… (Художник)
5. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
6. Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Полицейский.)
7. С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает. (Юрист.)
8. Он похож на капитана
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной. (Комбайнёр.)
9. В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь.)
10. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный. (Продавец.)
11. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (Пожарный.)
12. По размеру в самый раз
Он костюм сошьет для вас.
Все исполнит по науке _
И ходите руки в брюки (Портной.)
Раздел 7: «Толковый словарь в картинках»
Значение развития словаря ребенка в формировании связной речи трудно переоценить. Без освоения лексической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Развитие словаря является необходимым условием для формирования у ребенка полноценных представлений о речеязыковой системе в целом.
ПРОДАВЕЦ
В магазине возле касс
Продавец встречает нас:
То пакетами шуршит,
То бумагой шелестит.
На весах живая стрелка,
И она быстра, как белка, —
Очень точные весы.
Мы купили колбасы,
Сыру твёрдого, конфет,
Кошке рыбу на обед.
(В. И. Мирясова)
ВОДИТЕЛЬ
Раз мне задали вопрос:
«Ты уже совсем подрос,
Кем ты хочешь в жизни быть?»
«Буду транспорт я водить,
Личный или городской —
Транспорт нравится любой,
Грузовик или автобус;
Когда я смотрю на глобус,
Вижу целый мир дорог,
Я бы их проехать смог, Инструменты взяв с собой.
А потом вернусь домой.
Научусь чинить машины
И с проколом справлюсь шины — Специальный инструмент
Чинит всё в один момент.
А пока машины нет,
Я вожу велосипед».
(С. А. Васильева)
ПОГРАНИЧНИК
Нашей Родины прекрасной
Охраняет он границы.
И на службе на опасной
Пограничнику не спится.
Верный пёс — ему подмога,
Носом чует он врага,
Не допустит до порога —
Так уж выучка строга.
Нарушать границ не стоит,
Тут охрана, берегись!
Есть решение простое —
Ты с законом подружись.
(С. А. Васильева)
Раздел 8: Операционные карты для ручного труда