Ирина Коврижных
Сборник дигр для детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Как правило, умственно отсталые дети неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым и педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры и упражнения.
Публикация «Сборник дигр для детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Дидактическая игра или упражнение является и игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития личности учащегося.
Дидактическая игра имеет две цели, одна из которых обучающая, а вторая вызывающая интерес ребенка с УО к деятельности. Таким образом, этот метод не только помогает привлечь интерес посредством интересной формы, но и ненавязчиво развивает произвольное внимание ребенка, имеющего нарушения психических процессов. Учитывая особенности развития внимания таких детей, перед педагогом стоят сложные задачи: обеспечить коррекцию и развитие внимания, так как оно является частью всей познавательной деятельности, что крайне важно для социализации детей с умственной отсталостью в будущем.
Особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры.
Цель: коррекция нарушений внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством использования дидактических игр и упражнений.
Задачи: создать возможность использования в коррекции психических процессов у детей с УО при помощи дидактических игр и упражнений.
Игры по сенсорному воспитанию на развитие зрительного восприятия, формы, цвета, величины, пространства и ориентировки в пространстве.
«Сделай целое»
Цель. Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.
Оборудование. Разрезные картинки из 2–5 частей с разной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого ребенку предмета, например мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат, педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой – посторонний, например кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется. После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изображением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй – поперек, а на третьей – по диагонали). При повторном проведении игры ребенку предлагают составить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).
«Угадай, о чем я рассказала»
Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование. Игрушки, различные по форме, цвету и назначению.
Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов ( например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет». Предметы, про которые составляются загадки, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а учились слушать и понимать смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.
«Фонарики»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Оборудование: фонарики красного, зеленого, желтого, синего цвета (или шарики). Бубен, музыкальное сопровождение.
Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.
«Магазин»
Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др., карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).
Ход игры. Педагог раскладывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга.) Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.
«Найди форму в предмете»
Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (чебурашка, елка с игрушками, дом и т. п., конверты с разными геометрическими формами по числу детей.
Ход игры. Педагог показывает детям один из рисунков, например Чебурашку, и сравнивает части его тела с какой-либо геометрической формой: «Головка у него круглая. Вот такая. (Достает из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебурашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает детям необходимую помощь.
«Угадай, чего не стало»
Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник, запоминать их, оперировать образом форм в представлении.
Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб, экран, наборное полотно.
Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.
Игры на развитие мышления
«Найди место для матрешки»
Цель. Учить систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов.
Оборудование. 6-местная матрешка.
Ход игры (проводится индивидуально или с подгруппой из 2–3 детей). Педагог разбирает перед детьми матрешку и собирает вкладыши попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Педагог предлагает детям закрыть глаза, берет одну из матрешек, выравнивает интервалы между оставшимися и просит детей посмотреть и найти место матрешке.
«Поставь машину в гараж»
Цель. Развитие мышления.
Оборудование. Набор картинок: 1) К машине привязана тесьма. На расстоянии 0,5 см от этой тесьмы нарисована еще одна тесьма как продолжение первой. Перпендикулярно к привязанной тесьме расположены другие отрезки тесьмы. 2) От машины тянется тесьма, она делает несколько изгибов, от мест изгибов отходят несколько непривязанных отрезков тесьмы.
Ход игры. Педагог дает ребенку рассмотреть картинки и сказать, за какую тесьму нужно взяться, чтобы подтянуть машину к себе. В случае затруднения педагог создает реальную ситуацию, и ребенок должен самостоятельно понять, за какую тесьму нужно взяться. Затем снова предлагают ему картинку и просят рассказать, за какую тесьму нужно тянуть, чтобы достать машину и поставить ее в гараж.
«Исключи лишнее»
Цель: формирование умений сравнивать объекты и предметы, развивать мышление путем выделения одного предмета из группы.
Оборудование: карточки с изображением предметов, на которых один предмет лишний по разным признакам.
Ход игры: Педагог показывая ребенку с УО предлагает внимательно посмотреть, подумать и выбрать лишний предмет по признаку. Инструкция: выберите из 3 картинок одну лишнюю.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка. и т. д.
Так же данную игру можно использовать по сенсорному воспитанию.
«Сложи картинку»
Цель: формирование умений сравнивать объекты и предметы, развитие мышление путем представления предмета из фигур.
Оборудование: картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик; вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции
Ход игры: Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.
Игры по развитию речи (расширение активного и пассивного словаря)
«Кто что умеет делать»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь.
Оборудование: Картинки с изображением животных.
Ход игры: Дети рассматривают их. Дети по очереди должны назвать животное или насекомое и изобразить в движении что умеет делать это животное и проговорить в слух.
Например: Бабочка, что делает?. (Летает, порхает) Кошка (мяукает)
«Позови»
Цель. Формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое время Коля садится, теперь Вова зовет друга.
«Два клоуна (кукольный театр)»
Цель. Продолжать формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, использовать в общении знакомый словарь.
Оборудование. Два клоуна Ловкий и Неловкий (куклы, уже знакомые детям, различные предметы, с которыми они действуют.
Ход игры. Появляются два клоуна. Неловкий бежит за Ловким, у которого два флажка (или два воздушных шара). Неловкий догоняет Ловкого и берет его за рукав. Тот вырывается, отбегает в сторону.
Ловкий (обращаясь к детям). Он хочет меня побить!
(Неловкий отрицательно качает головой.)
Педагог. Он хочет попросить флажок, но не знает как. (Обращается к детям.) Помогите ему. (Побуждает детей сказать :
«Дай флажок» или в зависимости от возможностей детей : «Дай, пожалуйста, флажок», «Дай это» с указательным жестом.)
(Неловкий радостно повторяет за детьми. Ловкий подходит к нему и протягивает флажок.)
Ловкий. Давай вместе попляшем.
Клоуны танцуют с флажками. Через некоторое время Ловкий собирает флажки и пытается поставить их в вазу, стоящую на столе. Он подпрыгивает, но не может достать, потом оглядывается и видит, что Неловкий сидит на стуле. Подходит к нему и пытается вытащить из-под него стул.
«Что мы делали – не скажем»
Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.
«Знакомство с лисой»
Цель: Продолжать формировать речевое общение детей
Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордочкой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие птичек, цыплят, зайчиков,– для всех детей.
Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису. Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, ходит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает детям поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен, лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в домики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра повторяется.
Игры на развитие ручной моторики для детей
с умственной отсталостью.
«Поймай мяч»
Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.
Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.
«Переложи игрушки»
Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика, подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.
Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.
Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же.
При необходимости индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать, предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
«Прокати шарики»
Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2–3 шарика.
«Игра на детском пианино (рояле)»
Цель. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать со взрослым.
Оборудование. Детское пианино (рояль, нарядная кукла.
Ход игры. Педагог ставит на стол детское пианино, предлагает вспомнить музыкальные занятия. Затем показывает куклу и просит сыграть ей песенку. Вначале играет сам простую, знакомую детям мелодию, напевая ее без слов («ля-ля-ля», побуждает детей подпевать. После этого дети с помощью педагога ударяют по клавишам пианино сначала указательным пальцем правой руки, затем другими пальцами, остальные дети подпевают («ля-ля-ля»).
В дальнейшем дети играют для мишки или другой игрушки двумя руками, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.
«Мозаика»
Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.
Оборудование. Набор мозаики (формы шестигранные) на каждого ребенка, мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зайчики, куколки и др.).
Ход игры. Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет один элемент мозаики, подходит к каждому и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Показывает, как вставлять форму в отверстие доски. Раздает детям наборы и предлагает вставить элементы в дырочки. Во время работы подходит к каждому, учит брать форму щепотью.
«Дорожка для зайчика»
Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
Оборудование. По числу детей листы плотного картона, с изображением домика (внизу картона прикреплена тесьма, около домика отверстие, картонные фигурки зайчат по количеству детей.
Ход игры. Педагог раздает листы картона и просит детей показать домики. «В этих домиках живут зайчики,– говорит он и показывает фигурки. - Оки хотят попасть домой, но нет дорожек. Помогите сделать для них дорожки». Педагог объясняет, как сделать дорожки, кончик тесьмы продевает в дырочку: «Вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Дети выполняют задание по подражанию. При затруднениях взрослый помогает им.
Дидактические игры, направленные на формирование сотрудничества и эмоционального общения с взрослыми.
«Возьми шарик»
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
«Хоровод с куклой»
Цель. Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Оборудование. Кукла средних размеров.
Ход игры (проводится с подгруппой из 2–3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).
Вариант. Игра проводится с мишкой.
«Идите ко мне – бегите ко мне»
Цель. Обратить внимание детей на значение глаголов «иди» и «беги», учить их слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование. Кукла или любая другая игрушка или сказочный персонаж
X о д и г р ы.
Игра с куклой. Дети сидят на стульях, стоящих полукругом перед столом педагога. Педагог ставит куклу на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку располагает у левого края и манит ею, говоря: «Иди ко мне». Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее. Затем он берет куклу в левую руку, а правой манит и говорит: «Беги ко мне». Кукла снова идет, но педагог останавливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказала беги». Кукла бежит и педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на сигнал «беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку, кукла вновь пытается бежать по слову «иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я сказала иди-». Кукла правильно выполняет инструкцию.
«Ладушки»
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.
«Маракасы»
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование. Маракасы, погремушка, Петрушка.
Ход игры (проводится с подгруппой детей). Педагог приносит Петрушку или другую игрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом педагог раздает детям маракасы. Они вместе с Петрушкой начинают играть. Петрушка – погремушкой, дети – маракасами. Потом можно сравнить звук обоих инструментов.
Дидактические игры на развитие внимания у детей
с умственной отсталостью
«Найди свою игрушку»
Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.
Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину, по одной на каждого ребенка.
Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей). Педагог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.
«Цветные платочки»
Цель. Развивать элементы произвольного внимания, продолжать создавать у детей положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым.
Оборудование. Яркие цветные платочки.
Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Педагог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясывая, помахивая платочками, зовет к себе детей, каждому раздает платочки разного цвета, предлагая поплясать вместе. Затем по окончанию музыки дети кладут платочки в корзинку, педагог их перемешивает и выкладывает на стол. Далее, предлагает под музыку, детей подойти и взять платок того цвета, с которым он плясал. И продолжить танцевать.
«Домино»
Цель: развивает память, внимательность, быстроту реакции
Оборудование: домино с изображением не сложных картинок (фрукты, овощи, игрушки)
Ход игры: Играют 2 человека. Участвующие получают по 6 фишек, остальные фишки находятся в "банке", лицевой стороной вниз. Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками. Если у кого - то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берёт фишки из "банка". если фишки закончились, и в банке этот игрок пропускает ход. Игрок у которого раньше всех закончатся фишки, становится победителем