Получи документы

Сборник дидактических игр на уточнение и закрепление знаний раздела «Количество и счет»

Анастасия Неженская
Сборник дидактических игр на уточнение и закрепление знаний раздела «Количество и счет»
▼ Скачать + Заказать документы

Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А. С., Тихеева Е. И., Удальцова Е. И., Сорокина и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях.

Публикация «Сборник дидактических игр на уточнение и закрепление знаний раздела „Количество и счет“» размещена в разделах

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

В предложенный сборник включены дидактические игры на освоение дошкольниками количественных представлений для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Данные дидактические игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений, у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Дидактические игры на развитие количественных представлений у детей младшей группы

«Угости зайчат»

Цель: Формирование у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизация в речи слов: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Оборудование: Вырезанные иллюстрации зайчиков, вырезанные морковки.

Игровая задача: Угостить зайчат морковками.

Игровое правило: Посчитать зайчат, посчитать морковки и ответить на вопрос, чего больше.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

«Один – много»

Цель: Обучение детей соотнесению предметов по количеству много – мало; закрепление знания детей о количественном представлении много – мало.

Оборудование: Картинки на одной половине нарисованы много предметов, тарелочки, много других картинок.

Игровое правило: Найти похожий предмет среди других картинок и ответить на вопрос, где нарисовано много предметов, а где – один.

Ход игры: Перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной

половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету.

Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в

тарелочке. Просим ответить на вопрос: «Где нарисовано много предметов? Где

один?».

«В лес за грибами»

Цель: Формирование у детей представления о количестве предметов «один – много», активизация в речи детей слов «один, много».

Оборудование: Корзинки по количеству детей (из картона, грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку (2 см высота).

Игровая задача: Собрать грибы в корзинку.

Игровое правило: Посчитать количество грибов на полянке, сорвать один, положить его в корзину и ответить на вопросы (сколько грибов положил в корзине, сколько стало грибов, сколько грибов осталось у вас).

Ход игры: Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного)».

Дидактические игры на развитие количественных представлений у детей средней группы

«Морковки для зайчат»

Цель: Формирование умения детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Игровая задача: Угостить зайчиков морковками.

Игровое правило: Разложить зайчиков, раздать им по морковке и ответить на вопросы (всем ли зайчикам хватило морковок, сколько зайчиков, сколько морковок, что надо сделать, чтобы их стало поровну).

Ход игры: «Ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?».

«Собери в корзину»

Цель: Упражнение в счете до 5; обучение сравнению двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; обучение ориентировки в пространстве.

Оборудование: Плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Игровая задача: Собрать овощи и фрукты в корзину.

Игровое правило: Разложить в ряд помидоры и огурцы, сравнить их по количеству, ответить на вопросы (чего меньше/больше, на сколько, что нужно сделать, чтобы их стало поровну и т. д.).

Ход игры: Ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. «Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?».

«Угости белочек грибами»

Цель: Формирование умения детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Игровая задача: Угостить белочек грибами.

Игровое правило: Разложить белочек и грибочки для них, ответить на вопросы (всем ли белочкам хватило грибочков, сколько белочек, сколько грибочков, поровну ли их и т. д.).

Ход игры: «Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибами. Каждой белочке надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть».

Дидактические игры на развитие количественных представлений у детей старшей группы

«Поход в кинотеатр»

Цель: Упражнение детей в порядковом счете в пределах 10.

Оборудование: Наборное полотно с 10 полосками, карточки с 2 числовыми фигурами («билеты в кино»).

Игровое правило: Посчитать ряды стульев и сами стулья, назвать номер каждого стула первого ряда хором; взять билет, громко назвать номер ряда и места и поместить картинку в кармашек.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Представьте себе, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый кармашек стула. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по порядку? Сколько стульев в каждом ряду? Давайте все, вместе назовем номер каждого стула первого ряда. (Порядковый счет хором). У каждого из вас по 1 картинке разных животных о. Это зрители. Надо будет для них взять билет в кино» Касса на моем столе. Затем надо помочь зрителям занять свои места. На каждом билете ряда указан вверху, а номер места внизу. Воспитатель приглашает детей по очереди к своему столу. Каждый берет билет, громко называет номер ряда и места и помещает картинку в кармашек. Остальные проверяют, правильно ли найдено место.

«Живые числа»

Цель: Упражнение детей в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Игровое правило: По сигналу водящего построиться в шеренгу и назвать свое число, полученное на карточке перед началом игры, ответить на вопросы.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!», они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Незнайка в гостях»

Цель: Формирование умения видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Оборудование: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Игровая задача: Помочь Незнайке расставить карточки.

Игровое правило: Посмотреть на расстановку карточек, ответить на вопрос, правильно ли они расставлены; подобрать к каждой группе соответствующую карточки, пересчитать игрушки из одной группы и кружки на карточке.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из группы и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

Дидактические игры на развитие количественных представлений у детей подготовительной группы

«Поставь игрушку на место»

Цель: Закрепление представления о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5.

Оборудование: Набор игрушек (5 матрешек и 10 разных игрушек). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с мелкими игрушками (5 видов).

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку взять 3 матрешки и поставить на стол слева, a другому взять 3 разные игрушки и поставить на стол справа. Затем спрашивает: «Сколько матрешек слева? Сколько разных игрушек справа и сколько их всего? Поровну ли игрушек справа и слева? Как вы узнали? Как доказать, что их поровну? Сколько надо взять разных игрушек, если я назову число 3 (4). В. вызывает нескольких детей по очереди и предлагает им принести 4, 5, 6, 7 разных игрушек, сколько их всего? Затем детям дается задание: на верхнюю полоску карточки поместить 3 (4 (разные игрушки, а на нижнюю 4 (5). Выполнив задание, дети отвечают на вопросы: «По сколку у вас разных игрушек? (на верхней, нижней полосках). Как получилось 3 (4) игрушки? На какой полоске игрушек больше (меньше) Как вы это узнали? Какое число больше (меньше? На сколько меньше (больше?».

«Игра с флажками»

Цель: Знакомство детей с составом числа 10 из единиц.

Оборудование: Подставка с 10 цветками разного размера, набор предметных картинок разных видов одежды и транспорта (по 12 штук, флажки.

Игровое правило: Посчитать количество флажков на подставке, ответить на вопросы.

Ход игры: Воспитатель, обращая внимание на подставку с флажками, задает следующие вопросы: «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов одежда, а другому справа -10 разных видов транспорта. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов одежды (транспорта и сколько их всего). «Поровну ли картинок одежды и видов транспорта? По сколько их?».

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: Формирование умения определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число.

Оборудование: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета, флажки.

Игровое правило: Определить, карточку с каким числом спрятал воспитатель.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое–нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того, как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Количество и счет»Дидактическая игра «Количество и счет» Дидактическая игра «Количество и счет» Цель: Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить у детей счет в пределах.

Конспект НОД по математике в средней группе «Подводный мир. Счет в пределах 5. Цифра и количество»Конспект НОД по математике в средней группе «Подводный мир. Счет в пределах 5. Цифра и количество» Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в средней группе «Подводный мир» Тема: «Подводный мир» Цель: формирование.

Конспект НОД по ФЭМП «Легкий, тяжелый. Количество и счет» в старшей группе Цель: закрепление умений в сравнении понятий и решение задач различными способами. Задачи: - развивать логическое мышление и умение делать.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей коррекционной группе «Уточнение и расширение математических знаний»Конспект НОД по ФЭМП в старшей коррекционной группе «Уточнение и расширение математических знаний» Цель: уточнение и расширение математических знаний. Задачи: • упражнять детей в количественном и порядковом счёте; • закреплять умение.

Конспект НОД по математическому развитию «Легкий, тяжелый. Количество и счет» в старшей группе Программное содержание: закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; закрепить умение классифицировать предметы; закрепить умение.

Конспект ОД по математическому развитию «Легкий, тяжелый. Количество и счет» в старшей группе Программное содержание: закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; закрепить умение классифицировать предметы;.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Количество и счет. Величина».Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Количество и счет. Величина». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Количество и счет. Величина". Цель:-закреплять представление о том, что результат счета не зависит.

Лэпбук «Количество и счет»Лэпбук «Количество и счет» ЛЕПБУК «Количество и счет». Цель: развитие элементарных математических способностей у детей 4-5 лет в соответствии с требованиями ФГОС.

Лэпбук «Количество и счет» по ФЭМП для старшей и подготовительной группыЛэпбук «Количество и счет» по ФЭМП для старшей и подготовительной группы Рада приветствовать всех коллег в Новом году и хочу представить вашему вниманию свою новую публикацию " ЛЭПБУК по ФЭМП для старшей и подготовительной.

НОД дистанционного занятия по ФЭМП «Количество и счет. Число «17»НОД дистанционного занятия по ФЭМП «Количество и счет. Число «17» Игровое упражнение «Знакомимся с образованием числа 17» Задачи: знакомить: с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник дидактических игр на уточнение и закрепление знаний раздела «Количество и счет»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 18:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник дидактических игр на уточнение и закрепление знаний раздела «Количество и счет»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Неженская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД