Папки-передвижки

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха

Юлия Тришкина
Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с детьми приведены ниже. Но для начала отметим, что необходима последовательная отработка состоящая из шести этапов:

Публикация «Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха» размещена в разделах

• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

• различение отдельных слогов;

• различение отдельных звуков речи;

• освоение азов анализа и синтеза слов.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого ребенка. Путь угадывает, кому принадлежит голос. («Кто сказал мяу?»)

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. или бамам – паман – банан – ванн ам. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги.

• «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

• Чистоговорки. Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба – бо – ба – у дороги два стол (ба).

За – зу – за – уходи домой ко (за).

Ти – ди – ти – на Луну ле (ти).

Де – де – те – сяде в темно (те).

Лю – лу – лю – лук зеленый я по (лю).

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребенок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, четко произносить звуковой ряд: А – Л – Х – С – Д – Ж – И – А – Ф – У – А…Согласные нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»)

• «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

• Можно потом поиграть наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

• Хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, ау – 2 звука, аио – 3 звука).

• «Потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти и назвать пропущенный звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

• «Что внутри?» Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

• «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и –айда!

По реке туда – сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Подготовил: учитель – логопед МБДОУ № 99

Тришкина Юлия Владимировна

Материалы взяты с просторов интернета

Публикации по теме:

Звуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возрастаЗвуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста Целью данного пособия было сделать рабочую интересную для детей книжку с заданиями- играми. Не секрет, что в последнее время мы покупаем.

Игры для развития у детей фонематического слуха "Глазки закрывай, что звучит, отгадай?" Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами. Оборудование. Ширма,.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Игры для развития фонематического слуха в старшей логогруппе Игры на развитие фонематического слуха в старшей логогруппе 1. Где звук? Цель: нахождение места звука в слове. Игровой материал. Домик.

Консультация для родителей и педагогов «Дидактические игры для развития фонематического слуха» Дидактические игры для развития фонематического слуха Фонематический слух - умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ (5–6 лет)Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ (5–6 лет) Развитие фонематического и слухового восприятия является одной из главных задач коррекционной работы, наряду с развитием грамматического.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Подарки для матрешек» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука [М] в слове. Ход.

Простые упражнения игрового стретчинга. Занимаемся с детьми дома Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий. Один из таких видов –игровой.

Сообщение для родителей «Игры для развития фонематического слуха» «Игры для развития фонематического слуха» Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются упражнения, которые хотят подготовить своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха
Опубликовано: 5 мая 2019 в 20:15
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тришкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД