Ольга Баталова
Консультация для родителей «Самостоятельный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельный ребенок
Для того чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребенка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.
Самостоятельность - это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.
Воспитание самостоятельности у детей основывается на четырех принципах:
Публикация «Консультация для родителей „Самостоятельный ребенок“» размещена в разделах
1. Необходимо формировать у малыша адекватную самооценку.
2. Развивать у своего крохи инициативность.
3. Формировать критическое мышление, особенно у подростков.
4. Воспитывать чувство ответственности.
Сколько примеров, когда родители кормят, поят, одевают, завязывают шнурки, заправляют кровать, подают и убирают игрушки, собирают вещи и даже отвечают на вопросы за своих уже подросших детей, а потом вдруг хотят, чтобы они резко стали самостоятельными. Так не бывает.
Обычно мамы и папы начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Хотя начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больше успехов можно добиться.
Если говорить о маленьких детях, то к ним приемлемо использовать следующее определение самостоятельности : «это способность себя занять и чем то заниматься самому какое – то время без помощи взрослых».
Если родители учат своего ребенка нести ответственность за принятое им решение, за собственные поступки, то это не значит, что они перестают о нем заботиться или отпускают, что называется в свободное плавание. Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но, тем не менее, он всегда может попросить родителей о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение – попросить помощь – он примет самостоятельно. А задача родителя – помогать, объяснять, но ни в коем случае не бросаться делать за него.
Чтобы самому что – то сделать, этому, безусловно, нужно научить и научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое – то дело и только потом ожидайте от своего отпрыска самостоятельного выполнения. Обязательно принимайте помощь. Если 3 – летний малыш хочет помочь Вам помыть посуду – соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда (и он сам) будет в пене и не домыта, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине. Пусть малыш учится делать выбор и обслуживать себя. И Вам легче, и к самообслуживанию детей приучите. Наверняка Вы сталкивались с ситуацией, когда взрослая девушка не может приготовить суп или помыть окна – это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но отсутствие таких умений лежит в детстве, когда родители делают все за ребенка. Никогда не переделывайте за детьми дела, которые Вы им поручили, если они об этом не просят. Малыш неаккуратно вытер со стола крошки – не нужно сразу бросаться переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно доделайте сами либо предложите закончить вместе. Иногда дети в силу возраста не могут сделать, как взрослый. Это нормально. Учитесь отказываться от безупречности и безукоризненности, так как выполнение ребенком задания, конечно, будет не на высоком уровне, но он должен знать, что его вклад помощи семье очень важен.
Не вмешивайтесь в процесс, когда видите, что ребенок больше десяти минут пытается завязать шнурки: если Вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится и для него это важно. Многие вещи Вы тоже смогли сделать не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит или когда Вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять больше времени для самостоятельности.
Дети должны понимать, что ошибаться – это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему – то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, то это отбивает желание участвовать в деятельности. В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что у него получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка – это опыт. Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.
Составьте план обязанностей для каждого члена семьи. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты – все эти дела в семье распределяются, чередуются и выполняются. Ребенок в четыре года в состоянии убрать за собой игрушки с Вашей помощью, а в семь лет – это уже его обязанность. Уважайте интересы и желания детей – это очень важный момент. Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и навязывают свое мнение, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то это не способствует его самостоятельности. Во всем важна мера. Хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по какому либо поводу. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.
Учите своих детей находить для себя занятия – это очень важно. Если дети не могут себя занять, то это считается не самостоятельностью. Здесь нет четких временных границ и правил, но любой малыш после года в состоянии сам себя занять на какое то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься. Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Важно направлять, но не управлять. Однако некоторые решения родителям придется принимать самостоятельно. Важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда Вы заботитесь о здоровье и безопасности ребенка, Вы помогаете ему ориентироваться в этом мире. Поэтому стоит отказаться от убеждения, что Вы знаете, как сделать его счастливым.
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Рекомендации
1. Позволяйте ему делать выбор.
2. Просите помощь, доверяйте несложные дела по дому.
3. Позвольте заниматься исследованием, получать опыт.
4. Поручите выполнять ежедневные обязанности.
5. Не нужно делать за него то, что сам уже умеет.
6. Учите на собственном примере.
7. Позвольте ему совершать ошибки.
8. Осторожно отнеситесь к своим запретам. Прежде чем запретить, хорошо подумайте.
9. Помогайте только тогда, когда ребенок попросит.
10. Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. Попросите у ребенка совета или мнения.
11. Верьте в своего ребенка.
12. Постарайтесь избегать гиперопеки, не подавляйте его инициативу.
13. Подавайте правильный пример.
Подводя итоги, можно сказать, что главное для воспитания самостоятельного ребенка – это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять. Не нужно искать оправдания в нехватке времени (легче малыша накормить или одеть) или что малыш еще совсем маленький. Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша. Сейчас существует очень много полезных книг и уроков на эту тему. Очень много интересной информации о воспитании самостоятельного ребенка можно найти на просторах интернета. Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнешь характер».
Все в Ваших руках, уважаемые родители!