Мария Щербакова
Самостоятельность как условие успешного развития современного дошкольника в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Уважаемые коллеги!
В своем докладе я рассмотрю такую важнейшую характеристику личности как самостоятельность, которая является одним из условий успешного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС. В условиях современного мира необходимо воспитывать в каждом ребенке самостоятельность еще до поступления в школу, чтобы в нем смогли «прорасти» его природные способности. Как создать такую возможность?
Публикация «Самостоятельность как условие успешного развития современного дошкольника в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Цель моего выступления – показать, что именно будучи самостоятельным, ребенок сможет в наибольшей мере проявить себя в дальнейшем, уже переходя на ступень начального образования, где от него будет требоваться проявление активности, инициативы, элементов творчества при решении различных проблем и задач.
Самостоятельность, инициатива - важнейшие характеристики личности, без них личность не становится полноценной. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов дошкольного образования при реализации ФГОС.
Образовательная Программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития, в первую очередь, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены такие психолого-педагогические условия как поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
На разных этапах становления личности присутствуют такие виды деятельности, в которых развитие самостоятельности проходит более интенсивно и успешно, так как основывается на интересах и потребностях детей. В раннем возрасте - это предметная деятельность, общение со взрослым, элементарное самообслуживание, в дошкольном – игра, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, в школьном – учебная деятельность.
Ряд авторов, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают ее как потребность и умение самостоятельно мыслить, как способность ориентироваться в новой ситуации, самому выделять вопрос, задачу и находить пути решения, справляясь с решением без посторонней помощи (В. А. Сыркина).
В старшем дошкольном возрасте, как показывают исследования Т. А. Власовой, О. В. Зимониной, ЛА. Поремской, самостоятельность детей проявляется в умении применять усилия, преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Дети начинают помогать друг другу, опекают тех, кто не умеет работать, учат их.
На развитие самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста влияют не только его личные качества, но также и внешние элементы, т. е. характеристика самой деятельности, в которую включен ребенок, условия, которые созданы для деятельности, самочувствие, эмоциональный настрой и заинтересованность в деятельности самого ребенка.
Учитывая все эти условия, ЮН. Дмитриева выделила основные компоненты самостоятельности :
-владение определенными навыками;
-волевая устремленность;
-направленность личности на решение задачи (эмоциональный фон, связанная с ее потребностями и интересами.
Особо важным моментом в развитии самостоятельности является творческая направленность, которая выражается в творческом применении знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Таким образом, анализ исследований, связанных с изучением самостоятельности старших дошкольников, позволил выделить несколько аспектов детской самостоятельности :
- эмоционально-мотивационный аспект выражается в выборе и предпочтении видов деятельности, интересу к их содержанию, совершаемым действиям и результату, вовлеченности детей в выбранную деятельность;
- волевой аспект представляет собой возможности ребенка сосредоточиться на деятельности, не отвлекаться на возможные помехи и добиваться результата, т. е. проявляется в целенаправленности;
- деятельностный аспект связан с овладением ребенком элементарными представлениями и умениями, необходимыми для достижения цели, проявлением творчества при достижении цели;
- автономность как характеристика деятельности ребенка, направленность решать значимые задачи без помощи взрослого.
Для того чтобы возникла самостоятельная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность.
Воля ребенка 3–7 лет еще очень слаба. У дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.
Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли ребенку обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить, поступки, поведение. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании дошкольника.
Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.
Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Необходимо позаботиться, чтобы смысл действий ребенка оказался бы совершенно ясным для него, а результат – желанным и привлекательным. Чтобы ребенок отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что-то делает.
Чтобы волевые качества и волевое поведение формировались более продуктивно, было бы правильно соблюдать следующие педагогические условия : требования к ребенку следует усложнять постепенно, тогда это будет способствовать позитивным результатам в достижении цели ребенком; малыша важно поощрять к стремлению и проявлению самостоятельности и инициативы при выполнении любого дела; необходимо постепенно переходить от сложных учебных заданий к творческим упражнениям по желанию самого ребенка; организовывать творческую работу на занятиях и в свободной деятельности.
Рассмотрим результативные средства в ходе становления и развития волевого поведения : дидактические игры, привлечение к труду, межличностное общение со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры помогают детям овладеть игровой деятельностью наряду с ее наглядно-содержательной направленностью, сформировать умения и способности поставить определенную цель, подобрать по вкусу игровую роль, правильно повести себя с товарищами по игре, согласовывая с ними свои действия, играя с действиями других ребят. Игры помогают выполнять игровые действия с товарищами. Это способствует развитию саморегуляции. Когда дошкольник привлекается к трудовым обязанностям, выполняет трудовые поручения, то происходит мобилизация его волевых сил, формируется волевая сфера.
В процессе коммуникации у ребенка волевые качества формируются очень активно, ведь в это время ребенку свойственна произвольность поведения. Детская речь хорошо развивается в ходе ролевой игры, где особо четко видно, как повышается мотивированность и осознанность поведения малыша.
Важнейшим из основных методов в процессе формирования и развития волевых качеств и поведения у детей является использование игры с включенными в нее правилами. При этом формируется волевое стремление и поведение детей. В играх такого типа дети осознанно могут управлять своим поведением, собственными желаниями, делать по-своему. Тут ребенок учится контролировать себя, управляет своим восприятием, памятью и мышлением. Качества воли в действии в дошкольном детстве изменяются постепенно. На момент окончания дошкольного возраста меняется целостная картина в поведении детей.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными занятиями, что на свободную игру остается не более часа.
Однако, в последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок достигает 3 лет, становятся не игрушки, не сказки и даже не укрепление здоровья, а…его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того, чтобы ребенка приняли в хорошую школу, ему уже в 6 лет нужно выдержать ответственный экзамен на «готовность». В результате родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции ученых, несмотря на политику Отдела дошкольного образования Министерства образования РФ и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берет свое, и «готовность к школе» ребенка становится главной целью родителей. Такая тенденция является не только неоправданной ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий и не включенные в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и, естественно, не дают развивающего эффекта.
В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Уход игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребенка 3-6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых и в этом случае процесс формирования воли приобретает или неправильное направление, ил же вообще затрудняется. Такая «готовность» к школе не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят идти в школу или теряют интерес к учебе уже в младших классах.
Конечно же, преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.
Не менее сильно, чем игра, на развитие волевых качеств развивающейся личности влияет чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего. и, несмотря на долгие странствия, находят свою царевну или принцессу, убивают злого Кощея Бессмертного, становятся царями и королями - в общем, достигают своих целей и, кстати, не останавливаются на достигнутом.
Огромное место в деле воспитания воли принадлежит детскому коллективу. Здесь ребенок впервые сталкивается с окружающими его людьми, с обществом. Он становится участником общественной жизни - детских игр. Он сталкивается с другими детьми, обладающими сильной или слабой волей. Они действуют на волю ребенка, преобразовывая ее. В зависимости от того, какую позицию в игре займет ребенок, в его воле могут развиваться как хорошие, так и плохие качества: настойчивость, стойкость, решительность или малодушие, трусость и др. Сам ребенок также ответно действует в процессе коллективной детской жизни на волю окружающих его сверстников.
Участвуя в общей жизни своего коллектива, живя его интересами, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами коллектива, своего маленького общества. Это влияет на формирование их воли в будущем. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к сдержанности, решительности, уверенности в себе, разоблачения его негативных качеств.
Деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, помогает в его воспитании значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых.
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.
Таким образом, развитие волевых качеств ребенка - дошкольника происходит при соблюдении ряда условий :
. Соблюдение твердого режима дня.
. Сознательная дисциплина ребенка.
. Правильно организованная игровая деятельность.
. Достаточное физическое воспитание.
. Личный положительный пример взрослых.
. Участие в жизни коллектива.. Систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни.
. Воспитание средствами художественной литературы и кино
, проявляет стремление выполнять правила в игре и в своем поведении. Он также предлагает дру.
К 6 годам дошкольник вербально планирует свои действия гим детям делать то, что он хочет, или так, как он придумал или решил. Таким образом, он проявляет свои волевые усилия. В 6 лет дети проявляют такие волевые качества, как самостоятельность, упорство. Но это все сопровождается эмоциями. Либо радостные эмоции, либо удивление или же огорчение, если что-то не получается по его замыслу. Так начинают развиваться волевые качества детей. К сожалению, для детей — дошкольников характерно и негативное проявление силы воли. Это выражается в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Ребенок стает упрямым, когда его в чем-то ограничивают, дают ему мало самостоятельности. У семилетних детей оформляются все грани характера. Ребенок — старший дошкольник ставит цель, принимает собственное решение, намечает планы действия, исполняет свои планы, преодолевает трудности к достижению цели, оценивает результаты организованной деятельности. Необходимость проявлять силу воли у ребенка видна в ситуациях, когда ему нужно остановиться на одном выборе между двумя или более решениями. Ребенок должен принять наиболее благоприятное решение. Ситуация выбора заканчивается, когда ребенок преодолел себя, проявил силу воли.
Развитию воли способствуют разные виды деятельности дошкольника и прежде всего — игровая. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только в подвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.
Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям "надо", а не "хочу", необходимый для обучения.
В своей работе использую игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности. Например, салочки-выручалочки.
Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель игры - воспитание у детей умения своевременно приходить друг другу на помощь. Детям предоставляется свобода в выборе движений. Кроме того, выручая своего товарища в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, следовательно, от него требуется довольно высокая концентрация усилий и смелость. Таким образом, при правильном проведении эта игра является важным шагом в нравственно-волевом развитии личности ребенка.
Звуковые загадки.
Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре детям необходимо передать характер звука словом или голосом. Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.
Дети учатся управлять своим поведением: сдерживать естественное желание ответить первым и пр. Все это имеет большое значение для развития волевых качеств личности ребенка.
Игровой материал. Музыкальные игрушки: рояль, дудочка, триоль, балалайка и др. Подбор игрушек должен обеспечить разнообразие звуков - как протяжных, мелодических, так и ударных, отрывистых. Потребуется также и настольная ширма.
Заключение.
Задача педагога в том, чтобы взрослый, которым станет каждый из наших детей, сохранил в себе свое детство: креативность (т. е. способность выражать себя творчески, брать на себя личную ответственность и нести ее самостоятельно. Такое возможно при создании условий для появления потребности взять на себя ответственность.
Самостоятельность выступает как совокупный результат системы воспитания, направленный на полноценное личностное развитие каждого дошкольника.
В период тщательной подготовки к учебе в школе у малыша должна быть сформирована волевая сфера, малыш должен иметь сформированность основных волевых качеств. И их возникновению и налаживанию у будущего первоклассника отводят главную роль в ДОУ. Ведь именно благодаря наличию волевых качеств у ребенка процесс его начального обучения будет менее стрессовым. Ребенок сможет с легкостью выполнять то, что ему скажет учитель, легко привыкнет к школьному режиму и программе.
Таким образом, поддержка инициативы, самостоятельности детей в различных видах деятельности, как один из основных принципов дошкольного образования, является важнейшим условием обеспечения преемственности дошкольного и начального уровней общего образования в условиях реализации ФГОС.