Ирина Липницкая
Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое саморегуляция? Саморегуляция – это спланированное и разумное поведение, отслеживание и контроль собственных действий.
За контроль собственных действий отвечают префронтальные отделы (лобные структуры, так называемые управляющие функции. В эти управляющие функции входит несколько компонентов, такие как:
постановка, формирование целей;
сопротивление импульсивному поведению;
контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности);
Публикация «Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности» размещена в разделах
нахождение решений в ситуации неопределенности; нахождение ошибок в мыслительной и поведенческой деятельности.
Если у ребенка наблюдаются: «гиперактивность», неусидчивость, несдержанность, импульсивность, необдуманность действий, неумение следовать правилам - можно говорить о признаках нарушений в работе управляющих функций. У детей с нарушением контроля своей внутренней и внешней деятельности в процессе учебы наблюдаются трудности понимания и усвоения инструкций, трудности составления плана своих действий и умения следовать этому плану, трудности контроля результата своей деятельности. При чтении ребенок не всегда понимает, что он прочитал, не может выделить суть текста, с трудом пересказывает прочитанное или вовсе не может этого сделать. Могут возникать трудности со счетными операциями и трудности при решении задач. Ребенок может выучить наизусть правила, но не может их применить.
В последнее время мы всё чаще наблюдаем такие проявления у детей как в процессе школьного, так и дошкольного образования. В связи с чем возникает вопрос как же мы можем повлиять на развитие управляющих функций и помочь своим детям? Во первых – отрегулировать режим дня, который важно не просто держать в своей голове и соблюдать, но и написать (нарисовать) на листе и повесить на доступное место, часто обращаясь к этому алгоритму действий. Обсудить и прописать правила семьи, в том числе обязанности ребенка дома и четко следовать им. Можно использовать различные игры в свободное время (главное – регулярность, например: любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.); игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное; муха, морской бой; выполнение действий по речевой инструкции; игры на внимание и память; любые стратегические игры; проговаривание действий вслух; игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т. д.); рефлексия (для более старшего возраста) и т. п. Также развитию саморегуляции способствуют такие виды спорта как: ушу, йога, цигун, тайцзи, капуэйро.
В реализации возможностей управляющих функций участвует еще одна структура - это подкорковые образования, обеспечивающие энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований характеризует быстрая утомляемость и истощаемость психических процессов, у них проявляются нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса, низкий эмоциональный фон, колебания внимания, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность речи, эмоциональная лабильность и т. д. Таким образом подкорковые образования участвуют в организации: внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Для оптимизации работы подкорковых структур можно использовать дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации. Важно обеспечить отдых, смену видов деятельности, смену произвольной и эмоциональной регуляции. И, разумеется, важен режим дня!
Из всего этого можно сделать вывод о том, что, если мы вовремя (с раннего детства) обеспечим детям сбалансированный режим дня, будем играть с ними в разнообразные игры (именно играть, а не заставлять, сидя за столом, делать какие-то упражнения, будем обсуждать и соблюдать правила, мы тем самым обеспечим детскому мозгу условия для нормативного формирования и, соответственно, избежим серьёзных проблем на этапах обучения.
А если на коком-то этапе развития вы заметили достаточно серьезные признаки нарушений в работе каких-либо функций лучше обратиться за консультацией к специалисту.