Получи документы

Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности

Ирина Липницкая
Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое саморегуляция? Саморегуляция – это спланированное и разумное поведение, отслеживание и контроль собственных действий.

За контроль собственных действий отвечают префронтальные отделы (лобные структуры, так называемые управляющие функции. В эти управляющие функции входит несколько компонентов, такие как:

постановка, формирование целей;

сопротивление импульсивному поведению;

контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности);

Публикация «Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности» размещена в разделах

нахождение решений в ситуации неопределенности; нахождение ошибок в мыслительной и поведенческой деятельности.

Если у ребенка наблюдаются: «гиперактивность», неусидчивость, несдержанность, импульсивность, необдуманность действий, неумение следовать правилам - можно говорить о признаках нарушений в работе управляющих функций. У детей с нарушением контроля своей внутренней и внешней деятельности в процессе учебы наблюдаются трудности понимания и усвоения инструкций, трудности составления плана своих действий и умения следовать этому плану, трудности контроля результата своей деятельности. При чтении ребенок не всегда понимает, что он прочитал, не может выделить суть текста, с трудом пересказывает прочитанное или вовсе не может этого сделать. Могут возникать трудности со счетными операциями и трудности при решении задач. Ребенок может выучить наизусть правила, но не может их применить.

В последнее время мы всё чаще наблюдаем такие проявления у детей как в процессе школьного, так и дошкольного образования. В связи с чем возникает вопрос как же мы можем повлиять на развитие управляющих функций и помочь своим детям? Во первых – отрегулировать режим дня, который важно не просто держать в своей голове и соблюдать, но и написать (нарисовать) на листе и повесить на доступное место, часто обращаясь к этому алгоритму действий. Обсудить и прописать правила семьи, в том числе обязанности ребенка дома и четко следовать им. Можно использовать различные игры в свободное время (главное – регулярность, например: любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.); игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное; муха, морской бой; выполнение действий по речевой инструкции; игры на внимание и память; любые стратегические игры; проговаривание действий вслух; игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т. д.); рефлексия (для более старшего возраста) и т. п. Также развитию саморегуляции способствуют такие виды спорта как: ушу, йога, цигун, тайцзи, капуэйро.

В реализации возможностей управляющих функций участвует еще одна структура - это подкорковые образования, обеспечивающие энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований характеризует быстрая утомляемость и истощаемость психических процессов, у них проявляются нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса, низкий эмоциональный фон, колебания внимания, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность речи, эмоциональная лабильность и т. д. Таким образом подкорковые образования участвуют в организации: внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Для оптимизации работы подкорковых структур можно использовать дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации. Важно обеспечить отдых, смену видов деятельности, смену произвольной и эмоциональной регуляции. И, разумеется, важен режим дня!

Из всего этого можно сделать вывод о том, что, если мы вовремя (с раннего детства) обеспечим детям сбалансированный режим дня, будем играть с ними в разнообразные игры (именно играть, а не заставлять, сидя за столом, делать какие-то упражнения, будем обсуждать и соблюдать правила, мы тем самым обеспечим детскому мозгу условия для нормативного формирования и, соответственно, избежим серьёзных проблем на этапах обучения.

А если на коком-то этапе развития вы заметили достаточно серьезные признаки нарушений в работе каких-либо функций лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «А это-шляпка важная, лёгкая, бумажная!» (старший возраст)Детский мастер-класс «А это-шляпка важная, лёгкая, бумажная!» (старший возраст) Приближается праздник, он самый прекрасный, самый замечательный, для всех, мам на планете! Мама-лучший человек на свете! Мы её любим, а.

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Оформление учебной комнаты «Летнее настроение»Оформление учебной комнаты «Летнее настроение» Из четырех времен года: зимы, весны, осени, лета, последнее мое любимое время года. Три летних месяца дарят нам много хорошего, интересного,.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Фотоотчет об учебной пожарной тревоге в детском садуФотоотчет об учебной пожарной тревоге в детском саду Декада безопасности. В течение двух недель педагоги обогащали, уточняли, систематизировали и закрепляли знания детей по теме безопасности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности
Опубликовано: 16 октября 2021 в 13:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Саморегуляция — важная составляющая учебной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Липницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД