Лукошкова Наталья
Самоподготовка в разновозрастной группе продленного дня
▼ Скачать + Заказать документы
Самоподготовка в разновозрастной группе продленного дня.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Публикация «Самоподготовка в разновозрастной группе продленного дня» размещена в разделах
Цель самоподготовки - привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения.
•Рациональное время проведения( 15 – 17 часов);
•Проведение физкультминуток, динамической паузы (2-ой класс – на 10–15 минуте, 3 – 4 класс – 20 – 25 минуте; динамическая пауза – через 40 минут);
•В первом классе самоподготовка не проводится,
• Чередование предметов во время подготовки:
Русский язык
Чтение
Математика
•Не нагружать дополнительными заданиями.
Организация учебного процесса в условиях разновозрастной группы имеет свои особенности и сложности. Она требует от педагога знания школьных программ всех возрастных групп, умения сопоставлять требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Подготовка домашнего задания состоит из 2-х этапов.
На первом этапе - предварительная беседа педагога со всей группой. На этом этапе педагог решает следующие задачи:
1. Настрой детей на выполнение домашнего задания. Воспитатель разъясняет, каким должно быть отношение к заданиям, указанным вопросам, нацеливает на приобретение новых умений, на закрепление уже изученного материала.
2. Выяснение заданного на дом задания через просмотр дневников.
На втором этапе происходит непосредственное выполнение домашнего задания.
Как правило, подготовка домашних уроков начинается с приготовления письменных заданий. Она осуществляется через групповую форму организации. Уникальность такой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися. Дети выполняют учебное задание совместно в составе группы. Руководство воспитателя опосредованное. Педагог руководит работой всей группой в целом.
Его основные задачи:
- инструктаж по выполнению задания,
- проверка правильности выполненного задания.
Иногда в группу попадают дети с очень низким уровнем знаний и умений. Такие дети, как правило, требуют индивидуальной помощи от педагога. Старшие школьники, после выполнения своих заданий, могут выступать в роли активных помощников педагога в подготовке домашнего задания с малышами школьниками.
В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью, и у него появляются предпосылки самому оказаться в роли помощника воспитателя.
После выполнения письменных заданий, дети приступают к подготовке устных. Здесь находит применение групповая работа. Она состоит из 3-х моментов:
1) Самостоятельное изучение заданного материала.
На этом этапе дети самостоятельно читают заданий материал, пытаются ответить на вопросы.
2) Помощь воспитателя или старших школьников.
На этом этапе важно выяснить, как ребёнок понял прочитанное и сумеет ли ответить на вопросы. Это происходит в процессе общей беседы.
3) Для закрепления материала дети пересказывают изученный материал друг другу. Последним повторить материал лучше предложить более слабому ребёнку.
В процессе групповой работы очень важно научить детей проявлять сочувствие к ошибкам товарищей, разъяснить, как следует поступать, чтобы помочь друг другу.
При подготовке домашних заданий рекомендуем учитывать следующие правила.
1) Выбор главного.
Сначала необходимо решить с чего начать выполнение домашнего задания. Посоветуйтесь с ребенком и начните выполнение тех учебных заданий, которые наиболее значимы для него самого. Не стоит одновременно решать несколько задач.
2) Хвалить исполнителя – критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Педагог оценивает работу в соответствии с количеством ошибок и помарок.
Важно! При оценке деятельности воспитанника не оскорблять его личность.
Помните, что ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. «Я-хороший» или «Я-плохой».
В силах педагога помочь ребенку отделить оценку его работы от оценки его личности. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой Вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно основание желания учиться.
3) Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
Помните, что даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Оценивать детский труд надо очень дробно и дифференцированно, ставя перед ребенком реальные и конкретные цели.
4) Не скупитесь на похвалу.
Нет такого ребенка, которого не за что было похвалить. А ваша положительная, но не обязательно высокая оценка – это своеобразная точка опоры, для успешного выполнения домашних заданий.