Жанна Храмова
Самооценка детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности самооценки детей.
Что такое самооценка?
Самооценка изначально нам не дана. Формирование ее происходит в процессе какой –либо деятельности или межличностного взаимодействия. Самооценка меняется с большим трудом став устойчивой.
Мы постоянно сравниваем себя с другими, на основе всего этого сравнения вырабатываем о себе мнение, о своих способностях и возможностях, человеческих качествах и чертах своего характера.
Публикация «Самооценка детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Постепенно так складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) мешает гармоничному развитию и деформирует внутренний мир.
Формирование самооценки у дошкольника.
Дошкольный возраст – возраст совершенствования, развитие личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В этом возрасте изменяется как характер ребенка так и взаимоотношение его со сверстниками и взрослыми и оценить себя он уже способен по отношению к окружающему миру в соответствии с правилами и нормами общества.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают отрицательное воздействие. Завышенные же искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но и в тоже время играют положительную роль в мобилизации силы ребенка и организации деятельности.
В развитии самооценки у старших дошкольников значительную роль играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольников возникает определенное отношение к другим детям и сверстниками одновременно развивается способность видеть себя их глазами.
Формируется самооценка в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. В игре например, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и особенности проявляются в формировании межличностных отношений. А в процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, развивается способность видеть себя их глазами и возникает определенное отношение к другим детям.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев анализируют результаты своей деятельности, и пытаются выяснить причины своих ошибок.
Дети с заниженной самооценкой не уверенны в себе, тревожны, и трудно включаются в деятельность, они сразу отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при поддержке взрослого легко справляются с ними.
Формирование адекватной самооценки, и умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самооценки и самоконтроля. Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности, следование положительным образцам сознательного усвоения норм поведения.
Педагогические условия и приемы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок накапливает и усваивает знания и умения. Успешно проходит выполнение этой функции, так как подчиняется авторитету доверчиво, внимателен, очень восприимчив и имеет игровое отношение ко всему с чем сталкивается.
Для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в равной степени необходимо отмечать как успехи так и неудачи, и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что порицается, и то что одобряется. Они уверенны в себе, и это создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.
Безусловно готовность принимать ребенка таким, какой он есть со всем «+» и «-» должна сопровождаться благожелательным, но не чрезмерным снисходительным отношением к нему. Дисциплина должна основываться на принципах справедливости и достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка, и важно что бы это было понятно самому ребенку. Ему должна быть доступна та система ценностей, приняв которую он получил бы надежные ориентиры, которые будут позволять квалифицировать свои действия как успешные или неуспешные.
Оценка поведения и деятельности ребенка играет позитивную роль в воспитании только, тогда когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка. Демонстрирую положительное отношение к ребенку, взрослый формирует тем самым у ребенка уверенность в себя и стремление к успеху; обращая его внимание на ошибки в неправильном поведении и деятельности, учит анализировать себя, правильно оценивать и контролировать свои действия.
Уважение к ребенку, и бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания.