Приложение МААМ

Самообразование «Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия «Дары»

Наталья Умярова
Самообразование «Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия «Дары»
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование в старшей группе

ТЕМА: «Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия «Дары»»

Пояснительная записка

Публикация «Самообразование „Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия „Дары“» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Достижение целей образовательной программы дошкольного образования реализуется через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г. р. -1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фрёбель разработал свой дидактический материал (т. е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста, так называемые «Дары Фрёбеля». В него входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д.

Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Организация образовательной среды:

- образовательная среда безопасна, созданы условия для развития интеллектуальных способностей ребёнка;

- образовательная среда содействует развитию эстетического понимания, любознательности, познания, сенсорно насыщена;

- образовательная среда гибкая, трансформируемая, взаимозаменяемая, способствует развитию у ребёнка индивидуальности, ответственности,

независимости;

- образовательная среда наполнена различными образовательными средствами.

Методы:

- игровой метод : дидактические игры;

- наглядный метод: рассматривание дидактических пособий, предметов;

- практический: показ способов действия с предметами.

Формы организации деятельности:

- групповая,

- подгрупповая,

- индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- учет интересов и способностей детей,

- добровольное участие,

- учет психофизических особенностей детей.

Задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие :

- развивать игровую деятельность детей;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;

- передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2. Познавательное развитие :

- развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

- создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;

- формирование начал самопознания.

3. Речевое развитие :

- развитие речевых способностей и умений;

- формировать предпосылки чтения и письма;

- учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

4. Художественно-эстетическое развитие :

- развивать эстетическое мировидение;

- обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;

- формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

- формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.

5. Физическое развитие :

- психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;

- создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки;

- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников 5-6лет:

развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память;

развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования;

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики.

Этапы работы с «Дарами Фрёбеля»

1. Визуальное обследование «дара» как целого.

2. Свободная игра ребёнка с «даром».

3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка.

4. Самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала.

5. Совместные постройки и с помощью педагога.

6. Строительство по образцу.

7. Строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.

Старшая группа

Месяц Игра

№ дара Фрёбеля Цели

Сентябрь «В мире фигур»

№7, 11

Развитие сенсорных навыков в познавательно- исследовательской деятельности, расширять кругозор.

Октябрь

«Чего не стало?»

№7

Знакомить с основными объёмными фигурами (куб, шар, цилиндр, закрепить знание названий, формировать грамматически правильный строй речи.

Ноябрь

«Угадай фигуру»

№7 Закрепить знание названий геометрических фигур, учить детей описывать знакомую фигуру, развивать речь детей.

Декабрь

«Угадай по описанию»

№2, 3, 4, 5, 6 Закрепить представления о геометрических фигурах (цилиндр, куб, шар). Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.

Январь

«Ручеек»

№1 Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой «шар», развивать ориентацию в пространстве, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Февраль

«Найди домик нужного цвета»

№9, 10 Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, умение выделять цвет, сравнивать по цвету, выбирать из группы кругов, круг заданного цвета. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Март

«Волшебный мешочек»

№2, 3, 4, 5, 6, 7 Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.

Апрель

«Золушка»

№7, 8, 9, 10 Развитие интереса к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектах окружающего мира (величина, форма)

Май

«Светофор»

№7, 10 Закрепление знаний цветов светофора и их назначения, формировать умение двигаться по сигналу воспитателя.

Июнь

«Разложи по цветам»

№1, 7, 8, 9 Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров заданного цвета и распределять их по группам. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Июль

«Волшебный мешочек»

№2, 3, 4, 5, 6, 7 Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления, внимания.

Август «Какого мяча нет?»

№1

Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров заданного цвета. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Картотека игр с использованием «Даров Фрёбеля»

«Яблочко на тарелочке»

Используемые материалы Дар №1

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 4 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель выбирает водящего. Дети становятся в круг, в центре находится водящий, он закрывает глаза. В этот момент воспитатель дает ребёнку, который находится справа от него, шар и предлагает передавать его по кругу со словами:

Яблочко, катись, катись.

Ты румяное, катись.

Мне в ладошки прикатись.

А теперь остановись!

В этот момент шар останавливается в руках у одного из детей, все дети быстро прячут руки за спину, делая вид, что он у них. Водящий пытается угадать, у кого находится шар, он просит показать руки того, кто, по его мнению, держит шар. Каждый спрашиваемый должен показать обе руки. Если водящий угадывает, то водящим становится тот, кто держал шар, если же нет, то игра продолжается без замены водящего.

«Чего не стало?»

Используемые материалы Дар №7

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

п

Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры (до 5шт). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называя каждую фигуру. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из фигур. Дети открывают глаза и называют фигуру, которой не стало.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т. д.) и увеличения их количества (от 5 и более).

«Чудесный мешочек»

Используемые материалы Дар №7

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие

Воспитатель кладет в мешочек несколько геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). По очереди каждый ребёнок опускает руку в мешочек, берет одну фигуру, ощупывает (не глядя) и описывает ее. Остальные дети угадываю, какая это фигура.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (прямоугольник, ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т. д.)

«Ручеек»

Используемые материалы Дары №2, 9

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал.. .

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.. .

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул.. .

Увидел речку - прыг туда

И сразу утонул!

Педагог предлагает детям встать в круг. На полу разложены кольца – это лужицы. Воспитатель читает стихотворение, а в это время дети передают мяч – «ручеёк» друг другу по очереди. У кого в руках окажется «ручеёк» при произнесении слов «Лежал, лежал, лежал…», тот старается опустить его в лужу, держа за верёвочку. Затем передаёт его дальше. На словах «И сразу утонул!» ребёнок кидает мячик тому, кому захочет.

«Найди домик нужного цвета»

Используемые материалы Дары №9, 10

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель кладет напротив каждого ребёнка кольца – «домики» разного цвета, и много маленьких разноцветных кругов. Задача детей разложить круги в «домики» соответствующего цвета.

Игра усложняется для детей старшего дошкольного возраста, увеличением количества геометрических фигур и их цветов.

«Волшебный мешочек»

Используемые материалы Дары №2, 3, 4, 5, 6, 7

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Собрались все дети в круг

Я твой друг ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Педагог заранее готовит мешочек, в которые кладет разные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а один набор фигур кладет на столе. Воспитатель показывает геометрическую фигуру и предлагает детям на ощупь найти в мешочке такую же геометрическую фигуру.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (прямоугольник, ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т. д.) или добавлением объемных геометрических тел (используя дары № 2, 3, 4, 5, 6).

«Золушка»

Используемые материалы Дары №7, 8, 9, 10

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть дар №10 и дать описать фигурам по форме и цвету, после чего перемешивает их. Затем педагог предлагает детям разложить фигуры, классифицируя их по цвету.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется добавлением фигур, и их классификации не только по цвету, но и по форме (используя дары № 7, 8, 9).

«Светофор»

Используемые материалы Дары №7, 10

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Он висит над перекрестком

И командует один.

И направить может просто,

Повернув поток машин.

Его видят все и сразу.

Он висит меж двух опор.

У него горит три глаза.

Он зовется… (Светофор)

Воспитатель показывает детям светофор и предлагает поиграть в игру. Дети стоят напротив педагога, он поочередно (затем хаотично) показывает им круги красного, желтого и зеленого цвета (соответствующие сигналам светофора). Когда воспитатель показывает красный цвет – дети стоят неподвижно, желтый – ребята внимательно наблюдают за педагогом и ждут «разрешающий сигнал», а на зеленый цвет - дети выполняют движения имитирующие ходьбу.

«Разложи по цветам»

Используемые материалы Дары №1, 7, 8, 9

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель ставит на полу контейнеры разного цвета, а в коробочке перед детьми лежат вперемешку «шары» из дара №1. По очереди дети подходят, берут шар, называют его и кладут в контейнер соответствующего цвета.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется добавлением фигур, и их классификации не только по цвету, но и по форме (используя дары №7, 8, 9).

«Угадай по описанию»

Используемые материалы Дары №2, 3, 4, 5, 6

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Собрались все дети в круг

Я твой друг ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети становятся в круг. Педагог заранее готовит мешочек, в который кладет разные объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр, и еще один набор оставляет себе. Воспитатель показывает образец объемного геометрического тела из своего набора и предлагает детям по очереди найти подобное в мешочке.

«Какого мяча нет?»

Используемые материалы Дары №1

Возраст участников От 3 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель показывает детям шары, обращает внимание, что все они разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. После предлагает детям поиграть. Педагог со словами: раз, два, три – наклонись и затворись, убирает один из мечей (в этот момент дети закрывают глаза ладошками и наклоняются). Раз, два, три – отворись (дети открывают глаза). Воспитатель, спрашивает: какого мяча не стало? Игра повторяется 2-3 раза.

«В мире фигур»

Используемые материалы Дары №7, 11

Возраст участников От 4 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

На первом столе разложены геометрические фигуры, а на втором - объемные геометрические тела. Воспитатель предлагает детям подойти к первому столу (они встают вокруг стола, обращает внимание на форму расположенных на нем фигур, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному из детей назвать ее форму, затем найти на другом столе тело такой же формы, положить его рядом. Если ребёнок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребёнку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребёнку обвести пальцем фигуру и тело. Этот прием помогает ребёнку правильно выполнить задание.

Игра заканчивается, когда воспитатель поочередно покажет все фигуры и дети найдут тела соответствующих форм.

Литература

1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ» Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки»Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки» Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки». Все педагоги в сфере коррекционного.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия «Дары»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 21:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие детской инициативы и самостоятельности в игре с использованием игрового пособия «Дары»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Умярова (УИ 269174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД