Жанна Стригунова
Самообразование «Экономическое образование детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.
Задачи:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);
3. Развитие игровой деятельности;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);
Публикация «Самообразование „Экономическое образование детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
-дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
-способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
-стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
-сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
-содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Месяц Мероприятие. Тема Источник Краткое содержание Отметка о выполнении
Сентябрь
Октябрь Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС ДО» Люнгрин О. Е., Юрчишина О. И. Модифицированная образовательная программа «Экономика – детям», Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Ноябрь Потребности
Дать понятие экономической категории «потребности»;
Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);
Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
Воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;
Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб. : «Детство-пресс», 2002 1. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский
2. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Игра «Заветные желания»
Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»
Декабрь –январь Труд (Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга)
Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);
Учить выделять последовательность трудовых действий;
Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.
Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
Развивать речь, логическое мышление, творчество.
1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
2. Игры-занятия: «Кто производит товар»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Я рисую свою мечту».
3. Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто лучше знает инструменты».
4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
5. Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».
Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).
Беседа: Труд – основа жизни
Уделить большое внимание труду как основе раскрытия сущности денег, отличительным особенностям желаний и потребностей, так как эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги. Научить дошкольника более ответственно относиться к деньгам, уделить внимание таким тесно связанным с деньгами понятиям, как богатство, экономность, щедрость, жадность.
Игра «Что создается трудом»
Февраль Товар
Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону
предмета – товар, как результат труда.
Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;
Познакомить с разными формами сбыта продукции: продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.
Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
Воспитывать бережливость, трудолюбие. 1. «Федорино горе»
2. Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».
3. Сюжетно-дидактические игры: «Торговый центр»
4. Дидактические игры «Угадай, где продается».
5. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».
Март Деньги. Бюджет семьи. Доход. Расход.
Познакомить детей с понятием - деньги;
Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Дать представление о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.
Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
1. К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
2. Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство»,
3. Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».
4. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»
5. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».
6. Проблемная ситуация «Кто купит больше?». Изготовление атрибутов для игр.
Беседа: «Откуда появились деньги» Изготовление дидактической игры (собери по возрастанию)
Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы
Игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,
Беседа: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Апрель Тратим разумно, сберегаем и экономим. Тема Учимся занимать и отдавать долги.
Богатство и бедность. Долг, должник, займ Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
Игра «Что нельзя купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем»,
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство
Май Сценарий мини-постановки «Хочу и могу.
«Моя первая сказка про финансы» Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши возможности и ресурсы «могу». Формируем ответственное отношение к выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению.
Конкурс творческих работ детей и родителей