Наталья Душкина
Самообразование старшего воспитателя «Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: В дошкольном возрасте начинает формироваться патриотическое чувство через такие качества как: любовь к Родине, преданность ей; тёплые отношения к семье и самым близким.
Основным этапом формирования у детей чувства любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к культуре своего народа, к любви к своей малой родине, там где они родились.
Публикация «Самообразование старшего воспитателя „Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее актуальным ответом по нравственному воспитанию является использование регионального компонента, так как данное направление работы способствует развитию духовно-нравственной культуры, формированию патриотических чувств, формированию ценностных ориентаций средствами традиционной культуры.
Краеведение в дошкольных учреждениях является одним из источников обогащения детей знаниями о своём крае, воспитания любви к нему. Через краеведение формируется понимание малой родины и дети осознают своё отношение к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.
Знакомясь со своей малой родиной, её достопримечательностями, дошкольники учатся осознавать то, что живут в определенный период времени и в определенных этнокультурных условиях, тем временем приобщаясь к богатствам национальной и мировой культуры.
Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности.
Реализация данного направления работы способствует всестороннему развитию ребенка-дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей в разных видах деятельности.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности и совершенствование профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений по данной теме.
Задачи:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внедрения регионального компонента в работе с дошкольниками;
- Подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- Создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- Внедрение системы работы, распространение положительного опыта.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить воспитательный процесс.
Форма отчета по проделанной работе: выступления на семинар и педагогических часах ДОУ, подготовка материалов-публикаций для образовательных сайтов, отчёт по итогам года.
Перспективный план на 2018 – 2019 учебный год
№ п/п Содержание работы Практический выход
Сентябрь
Изучение педагогической литературы по данной теме; Составление библиографии. Подбор педагогической литературы; В течение года смена информации в родительских уголках по патриотическому воспитанию. Организация акции «Люблю тебя, мой край родной».
Октябрь
Создание в группах развивающей среды в краеведческом уголке, способствующей патриотическому воспитанию дошкольников. Проведение конкурса чтецов для детей «Люблю тебя, мой край родной». Буклет для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Проведение смотра-конкурса в ДОУ «Лучший уголок краеведения в группе».
Ноябрь
Изучение теории по теме: «Внедрение регионального компонента в работе с дошкольниками». Участие в семинаре-практикуме «Люби и знай свой край».
Внедрить в образовательный процесс ДОУ региональные программы по формированию у детей любви к малой родине. Выступление на педчасе: «Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ»
Анализ ЗУН детей. Обследование детей в рамках тематического контроля
Декабрь
Изучить методы, приемы работы по нравственно-патриотическому воспитанию через внедрение регионального компонента. Выступление на педсовете с консультацией «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
Январь
Уточнить какую роль играет региональный компонент в нравственно-патриотическом и экологическом воспитании детей. Наглядная информация для родителей в старших группах «Азбука патриотизма».
Февраль
Подобрать демонстрационный материал для ознакомления детей с малой родиной. Фото-альбом на тему «Мой любимый посёлок».
Альбом «Растения и животные моего края».
Презентация «Семикаракорский фаянс».
«Музыкальная копилка» - собрание музыкальных произведений.
«Знаменитые люди Дона» - альбом.
Март
Определить педагогические условия развития нравственно-патриотического воспитания детей с помощью регионального компонента. Консультация: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».
Применение в работе с детьми бесед, дидактических игр.
Диагностика освоения детьми программного материала по региональному компоненту.
Апрель
Совершенствование работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Организация посещения краеведческого музея п. Южный
Посещение художественной галереи Голубниченко А. В.
Выступление детей в праздниках поселка (в течение года)
Май
Обобщить полученные результаты по проделанной работе. Отчёт о проделанной работе на педсовете.
Учебно-методическое обеспечение
1. Зотов И. А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. М., «Просвещение», 1982 г.
2. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края». В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: М, УЦ «Перспектива», 2008г.
3. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л, Платохина Н. А. «Родники Дона».
4. Л. Н. Толстой. Литературное краеведение. А. А. Айрумян. Лев Толстой. Донские страницы. (фрагмент). Писатели Дона о творчестве великих писателей.
5. Стихи донских поэтов Ф. И. Анисимов, А. А. Леонов, А. В. Сафронов, Б. Н. Куликов и др. Знакомство с творчеством великих поэтов Дона.