Шошкина Наталья
Самообразование «Развитие коммуникативных компетенций детей школьного возраста посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие коммуникативных компетенций детей школьного возраста по средством игры»
Воспитатель:Шошкина Н. А
Актуальность:
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
Публикация «Самообразование „Развитие коммуникативных компетенций детей школьного возраста посредством игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, само реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Цели:
1. Повысить собственный уровень знаний.
2. Подобрать средства, необходимую литературу.
3. Опираться на определённую научную концепцию в достижении образовательных целей.
4. Эффективно применять полученные знания в образовательном процессе.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературой.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Изучить роль игр в социально – коммуникативном развитии детей школьного возраста;
4. Повысить уровень коммуникативных умений, развитие воображения
воспитанников;
Ожидаемый результат:
1. Повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах
формирования коммуникативных умений воспитанников;
2. Сформирован уровень необходимых коммуникативных умений
школьников, они имеют развитое воображение, что позволяет свободно
вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
Основными направлениями
моей педагогической работы являются:
1. Применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и
представлениями о различных средствах коммуникации;
2. Чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы школьников;
3. Широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
1 этап: Установочный
Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной
теме.
2 этап: Теоретический
1. Работа с детьми:
Внедрить в работу план по формированию коммуникативных способностей, развитию воображения и приобщения к художественной
литературе;
«Комплекс игр по формированию коммуникативных умений воспитанников.
.
2. Самореализация
1. Работа с методической литературой;
2. Систематизация игр направленных на развитие коммуникативных умений, в соответствии с возрастомшкольников.
План работы по формированию коммуникативных умений
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь «Развиваем коммуникативные способности детей» 1. Ознакомление с возрастными особенностями детей.
2. Изучение литературы
3. Анкетирование родителей. 1. Памятка для педагогов на тему: «Социально–коммуникативная компетентность ребенка»
2. Консультация для родителей на тему: «Роль игры в жизни ребёнка»
Октябрь «Игровые технологии как часть учебного процесса»
.Оформление стенда в игровой 1. Сообшение для педагогов на тему: «Развитие мышления у детей школьного возраста».
2. Консультация для родителей на тему: «Играйте вместе с детьми»
Ноябрь «Игра в класс» .Оформление картотеки 1. Работа по оформлению картотеки игр на развитие творческого воображения детей.
2. Подборка игр «Играем в школе и в свободное время»
Декабрь «Игра в жизни ребёнка» 1. Помощь в организации предметно-развивающей среды 1. Памятка для педагогов на тему: «Необходимые условия для социально - коммуникативного развития детей»
2. коммуникативные игры
Январь «Круглый стол» Обмен опытом 1. Консультация воспитателей:
«Особенности коммуникации детей дошкольного возраста»
Февраль «Творческая мастерская»
Организация педагогов для совместной деятельности 1. Консультация для педагогов на тему: «Создание условий для развития социально - коммуникативных навыков».
2. Акция для детей по изготовлению дидактического материала.
3. Подбор игрового материала, направленного на социализацию детей
Март «Что значит быть успешным» Консультация с психологом о подборе игр социально-коммуникативного характера 1. Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»
Апрель «Формируем творческую личность» Мастер-класс 1. Обмен опытом: педагогическая копилка. «Бумагопластика: Бумажная кукла Чиогами»
2. Акция для детей «Игрушка своими руками»
Май «Создание банка данных инновационных методов» 1. Оформление картотеки
2. Анализ уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме 1. Игры на развитие коммуникативных навыков.
2. Игры на усвоение основ правовых знаний
3. Логические игры
4. Игры, развивающие внимание
и память.
ВЫВОДЫ:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании игровых форм и методов работы, а также включении в проект заинтересованных взрослых - педагогов и детей, детям вполне доступно овладение коммуникативными навыками.
Литература:
• Федеральный государственный стандарт РФ школьного Образования 2013 г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года
• Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - Москва: АСТ, 2009.
• Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 7-10 лет : Пособие-конспект для практических работников. / Авт. -сост. И. А. Пазухина. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
• Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность школьников : Сборник игр и упражнений. - М. : Книголюб, 2006.
• Коммуникативная компетентность педагога ДОУ : семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.
• Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
• Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб. : Речь, 2005.
• Павлов И. В. Общение с ребё нком: тренинг взаимодействия. - СПб. : Речь, 2008.
• Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
• Панфилова М. А. Лесная школа : коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М. : Сфера, 2002.
• Предшкольное образование и система работы с родителями / С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматуллина, Е. В. Белоногова, Л. Я. Белянина. – М. : АРКТИ, 2009
• Развивалки для подготовки к школе : развивающие игры для детей / авт. -сост. С. В. Водолазькая. – М. : Эксмо, 2009.
• Рогалёва Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010
• Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет : Пер. с нем. – М: Генезис, 2005.
• Касаткина Е. И. «Игра в жизни школьника». - М., 2010.
• Касаткина Е. И. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ». //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
• Карпюк Г. А. «Реализация права ребенка на игру». //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
• Пенькова Л. А., Коннова З. П. «Развитие игровой активности дошкольников»
• Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
• Н. Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001
• Шмаков С. А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М. : Новая школа, 1999.
• Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
Игры с веревкой
Разделите всех присутствующих на несколько групп и раздайте каждой группе по веревке длиной примерно полтора - два метра. Предложите выполнить несколько заданий: построить треугольник, затем - пятиугольник и т. д. Внимательно наблюдайте за выполнением заданий, отмечая поведение каждого члена группы. После того как группы выполнят все задания, попросите всех высказать предположения о том, какие вы преследовали цели, давая задания. Подведите участников игры к выводу о том, что аналогичные задания нужны для выявления лидеров и исполнителей. Оцените работоспособность группы при различных вариантах: в группе несколько лидеров; в группе собрались только исполнители при отсутствии лидера.
Все вместе на газете
Разделите всех присутствующих на несколько групп, раздайте каждой группе по четвертинке газеты и предложите всем участникам группы встать на нее таким образом, чтобы ничья нога не ступала на пол, не занятый газетой. Эта игра способствует развитию чувства товарищества.
Природа в моей жизни»
Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя. Ориентировочное время: 30-40 минут. Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.
Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня.» («Природа в моей жизни.»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.
Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием. В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц: «Природа в моей жизни — это:
1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней».
«Сороконожка»
Основные цели: снятие коммуникативных барьеров, создание положительного настроения, развитие навыков группового взаимодействия, развитие чувства персональной ответственности за групповой результат. Ориентировочное время: около 40 минут.
Процедура. На первом этапе из участников формируется «сороконожка». Строение этого существа таково, что впереди становится участник с открытыми глазами — «голова сороконожки» — а все остальные участники выступают в роли «сегментов тела» и будут двигаться с закрытыми глазами. Соединение «сегментов» осуществляется путем «захвата» талии впереди идущего. Маршрут должен проходить по пересечённой местности или по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, так чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя «сороконожку», не предполагают, что она покинет пределы игровой комнаты. Руководитель направляет путь «сороконожки». На втором этапе благополучно вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются «сегменты», акцентируя внимание на способах своего взаимодействия с соседними «сегментами» и на стратегии «головы», которая либо помнила об их проблемах, либо неслась вперед, забывая об их комфорте и безопасности. Участники также высказываются о том, как они относятся к тому, что на них смотрели посторонние люди. Завершает обмен впечатлениями «голова».
Примечания. На роль «головы» я стараюсь выбрать уравновешенного и заботливого человека, чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и комфорт всех участников. Как правило, это упражнение позволяет подчеркнуть ответственность каждого за самочувствие партнёров, даже если они находится в хвосте «сороконожки». Участники приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к другу «в мелочах» для успеха общего дела. Особая проблема — это нестандартное поведение на глазах у окружающих. Отношение участников к такой ситуации бывает разное, но в целом они гордятся, что сделали ЭТО на глазах у прохожих. К тому же мы приходим к пониманию, что мы вели себя нормально, а окружающие, прежде всего, нам завидовали.
При прохождении маршрута постарайтесь провести группу по лестницам. Именно прохождение лестниц позволяет участникам проявлять заботу друг о друге. И хотя за восемь лет использования мною этого упражнения ни разу не случилось каких-либо физических неприятностей, я стараюсь принять определенные меры безопасности: 1) собрать очки у участников; 2) запереть на ключ кабинет с нашими вещами; 3) при спуске с лестницы я иду впереди группы; 4) при подъеме — позади. Изредка встречаются участницы, которые не хотят пересилить своего смущения и принять участие в упражнении.
Попросите такую участницу стать наблюдателем и рассказать во время обсуждения в кругу, что интересного и важного она заметила «со стороны».
Игра в ассоциации
Цель (воспитательная) :познакомить детей в группе. Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).
Темы вопросов:
– С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек?
– С каким растением? И т. д.
У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.
Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.
«Затопленный остров»
Место проведения: лес. Участники: дети любых возрастов, желательно не менее 10. Цель: социализация, сплочение детей. Оборудование: любые 2 доски и 2 небольшие деревянные площадки, можно нарисовать круги вместо площадок.
Ход игры. Легенда о гибнущем острове, о том, что вы единственные жители, оставшиеся на Земле. (Легенда может касаться антропогенных и природных характеров.) Спастись эти оставшиеся земляне могут, только перебравшись на большой цветущий «зеленый» остров, используя две доски (одна короче другой). Дети, не наступая на землю, только по доскам, договорившись, поочередно переправляются на этот новый остров.
Основной результат: дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их мнение играет важную роль. Совместная деятельность сближает.
«Не упади в пропасть»
Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе. Материалы: 1 доска (узкая). Ход игры. Группа делится на 2 команды. Посередине кладется доска – это «мостик», перекинутый над «пропастью».
Задача группы – перебраться на противоположный берег На «мостике» умещается 1 человек по ширине доски. Задача двух групп-команд – кто быстрее переберется на другой «берег». Это становится возможным при тесном контакте участников двух команд между собой, иначе они будут сталкиваться и «падать в пропасть».
Взаимодействие «пальцы»
Цель: за минуту набрать как можно больше касаний своим большим пальцем о ноготь пальца (большого) напарника. Метод: дети разбиваются на пары. Зацепить всеми пальцами, кроме большого, правой руки за пальцы правой руки соседа. Большие пальцы напарников друг над другом. Вывод: Выигрывают те, кто взаимодействует в паре.
Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
Все встают в круг. Внутри круга ставится несколько стульев. Цель: за минуту (можно 30 секунд и т. д.) всем поменяться местами с человеком напротив, не задев стулья. Продолжать игру, пока не получится. Вывод: выиграет каждый при взаимодействии друг с другом.
«Заяц и лиса»
Цель: взаимодействие группы участников. Материал: мяч большой и мяч маленький. Ход игры. Ребята становятся в круг (чем больше участников, тем игра интереснее). Большой мяч (лиса) идет из рук в руки каждого участника. Передавать мяч (лису) через игрока или двух игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) прыгает, т. е. можно передавать мяч любому участнику игры. Игра заключается в том, чтобы лиса поймала зайца.
Взаимопонимание «Сплочение»
Материалы: 2 маленькие палочки. Ход игры. 2 человека становятся напротив друг друга. Палочки следует расположить горизонтально так, чтобы их концы упирались в указательные пальцы обоих участников. Участники смотрят друг другу в глаза и передвигают палочки в произвольных направлениях. Главное – не уронить палочки.
«Замок, шалаш, диван»
Цель: взаимопомощь, сплочение. Ход игры. Группа ребят собирает сухие ветви, палки (большие, маленькие, сухую траву и т. д. Потом начинают строить замок, шалаш и т. д., то есть то, что было намечено в начале игры. Каждый игрок придумывает, вносит в строительство замка что-то свое. Построив замок можно забраться внутрь, а руководитель поливает водой замок сверху. Если построили замок плохо, то он протекает. Так же можно поступить и с диваном – сесть, лечь на него.
«Живое слово»
Ход игры. Каждый участник изображает какую-либо букву. В результате группа составляет свое слово. Чем больше будет букв в слове, тем в большем выигрыше будет команда. Иногда можно использовать дополнительно палку.
«Слепая гусеница»
Цель: развитие чувственного восприятия природы. Участники: дети любых возрастов. Место проведения: лес. Ход игры. Все участники становятся друг за другом. Руки кладут друг другу на плечи или на пояс. Участники без обуви. Ведущий просит всех закрыть глаза. Движение начинается. Ведущий старается выбрать дорогу с разным грунтом и разной растительностью. Участники «глазами» (роль которых играют ноги) ощущают эту разницу. После игры обсуждаются ощущения всех участников. При проведении игры в городских условиях основная задача игры в сплочении коллектива, почувствовать плечо друга.
Игра «Опусти палку»
Материалы: легкая палка (ровная) длиной около 2 м. Метод: играющих делят на 2 группы. Группы встают лицом друг к другу и вытягивают вперед указательные пальцы. На пальцы обеих групп кладут палку.
Задание: опустить палку, не отрывая пальцев и не хватая ими ее.
«Ночной поход»
Участники: дети не младше 12 лет. Место проведения: хорошо обследованная тропа в лесу или открытый участок леса. Оборудование: свечи. Цель: сплочение детей, самоутверждение каждого из участников игры, преодоление боязни ночного леса. Ход игры. Группа детей в темное время суток под руководством взрослых идет в лес. Перед тропой или началом ночного путешествия детям говорят о том, что будет совершена ночная прогулка в лес. При вступлении в полную темноту дети сначала ничего не будут видеть, пока не произойдет перестройка органов зрения на ночное видение. Затем участникам предлагается пройти по пути, который размечен горящими сечами (свечи расставляют так, чтобы они были в поле зрения ребенка). Конечным пунктом станет точка с двумя горящими свечами. Дойдя до этого пункта, дети должны спрятаться. Первый дает негромкий позывной второму и он прячется с ним, второй – третьему и т. д. Последний идущий находит всех вместе. После этого участникам предлагается послушать тишину, определить природные и антропогенные звуки. Затем тихо дети возвращаются. По возвращении обсуждаются услышанные звуки, проводится аналогичное обсуждение перестройки слухового аппарата и ощущений участников от похода.
«Погрейся в пчелином рое»
Цель: сплочение коллектива. Ход игры : Группа участников игры снимает куртки, свитера, становится очень холодно. Все образуют круг, становятся очень близко друг к другу. Те, кто оказался внутри круга – греются, а кто снаружи, те изображают насекомых – машут руками (крыльями). Согревшись, меняются местами, т. е. кто был внутри «вылетает» наружу, а кто снаружи «влетают» в круг. И так пока все не согреются.
«Я собираю рюкзак»
Место проведения: класс, лес. Участники: ребята разных возрастов. Цель: сплочение детей, приобретение туристских навыков. Ход игры. Дети садятся в круг, лучше на полу на колени. Им зачитывается список предметов, которые они могут взять в поход (2 раза, медленно). В списке может быть от 15 до 20 предметов, а также от 2 до 5 предметов, без которых можно обойтись в походе. Затем каждый называет, например, по 10 предметов, которые необходимы. После того, как все назвали, – все вместе объяснят, почему именно эти предметы. В список можно включить, например: котелок, фонарь, лыжи, накомарник, зеркало, шоколад, панама, компас, карта и т. д., а можно и такие, как: кирпич, стул…
«Драконы»
1. Дети разбиваются на две группы и встают в виде змеек друг за другом. Это два дракона. Они встают лицом друг к другу. Задача играющих: голова каждого из драконов должна поймать хвост соседа (шарф, привязанный к последнему в змейке человеку).
2. Дети становятся друг за другом все вместе. Это один дракон. Задача играющих: голова дракона должна поймать свой хвост.
«Мигалки»
Цель: игра на общение. Ход игры. Играющие становятся в круг по парам, в результате образуются внутренний и внешний круги. Ведущий остается без пары. Все игроки внимательно наблюдают за ним. Ведущий старается незаметно подмигнуть (или подать знак) любому игроку внутреннего круга, чтобы тот перебежал к ведущему. Игроки внешнего круга должны удержать убегающего партнера. Одно из условий для игроков внешнего круга – руки держать вдоль туловища, не касаясь партнера до последнего момента Убежавший встает впереди ведущего. Оставшийся без партнера становится ведущим.
«От одного до десяти»
Цель: развитие памяти, быстроты реакции. Ход игры. Участники становятся в одну или две шеренги (друг против друга). На счет 1 наклоняются и достают пальцами рук до земли, на счет 5 руки должны быть вытянуты на уровне груди. На счет 10 – руки подняты вверх.
Затем попросить детей сделать все в обратном порядке. Когда дети хорошо запомнят положение тела на разный счет, необходимо называть цифры в различном порядке, а дети должны показе природе (до 7-8 шт.). Идущие вдоль веревки участники должны увидеть и посчитать эти предметы.
«Отгадай, чьи следы»
Цель: развитие памяти, наблюдательности. Ход игры. Игру удобно проводить во влажную сырую погоду, или где-то на сырой земле, когда видны отпечатки обуви.
Каждый из участников делает по одному отпечатку своей обуви. Внимательно изучаются все отпечатки. Затем они затираются. Один из участников закрывает глаза или уходит в сторону. Кто-то из участников оставляет отпечаток своей обуви. Открыв глаза, игрок должен отгадать, чей след на земле.
«Печатная машинка (клавиатура)»
Цель: концентрация внимания участников. Ход игры. Участники садятся в круг и по очереди показывают буквы алфавита, запоминая «свои» буквы. После этого дается слово. Каждый, чьи буквы есть в слове, хлопает по очереди. Затем дается фраза. Между словами 2 хлопка, затем дается предложение. В конце предложения 3 хлопка.
«Шерлок Холмс»
Материалы: толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки. Ход игры. Предварительно ведущий обозначает контуры площадок размером 60 х 60 см.
I этап. Каждая команда получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на данной площадке.
II этап. Команды меняются площадками и делают до 5 изменений на площадке соперника.
III этап. Команды возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения.