Антонина Мосолова
Самообразование по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель ГБОУ ШКОЛА №1373 ОДО 2
Мосолова А. А.
Цель:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
Публикация «Самообразование по теме „Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
- совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Актуальность
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:
умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба);
умение беседовать на различные темы,
умение говорить спокойно, с умеренной
громкостью, доброжелательным тоном;
владение разнообразными
формулами речевого этикета,
умение использовать мимику и жесты,
умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.
Методы и приемы обучения диалогу
Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми;
Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему;
Используется прием словесных поручений;
Эффективный метод – дидактическая игра;
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.
Монолог[/h3]
Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация).
Характерны литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность.
Связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.
Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу.
Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события. Рассказы могут быть:
Рассказ-повествование – это отражение событий в динамике (обязательно должно быть введение, основная часть, заключение).
Рассказ-описание – это характеристика предмета или явления, объекта, отображение его основных свойств и качеств. Рассказ-описание может быть сравнительным и объяснительным.
Рассказ-рассуждение состоит из цепочки суждений по поводу исходного тезиса в его поддержку, либо опровержения. Может быть использован в подготовительной к школе группе.
В 4 года у детей возрастает мыслительная деятельность.
Дети в этом возрасте:
Пересказывают сказки, услышанные впервые;
Рассказывают по картине и игрушке сначала по вопросам, а потом самостоятельно строят описание и повествование;
Учатся работать над структурой этих рассказов, знакомятся с разными зачинами, средствами связи;
Приучаются к последовательности рассказывания;
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
Составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на игрушку или картинку, а затем без опоры на наглядный материал.
Обучение рассказу-описанию детей 4-х летнего возраста включает:
1) Рассматривание игрушки;
2) Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею;
3) Образец рассказа педагога;
4) Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам педагога;
5) Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога;
6) Оценка детских рассказов педагогом.
Обучение рассказыванию по картинке
Этапы:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картинки (стихи, загадки, поговорки, рассматривание иллюстраций).
2. Рассматривание картинки в целом.
3. Вопросы педагога по картинке.
4. Образец рассказа по картинке педагога.
5. Рассказы детей.
Рассказ должен быть:
Полным, связным, последовательным,
логическим, выразительным,
грамматически верным, фонетически
чистым непрерывным (без пауз).
Методика обучения описанию картин
Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета.
Виды занятий с картинками:
1. Составление рассказов по предметной картинке.
2. Составление рассказов по сюжетной картинке.
3. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
4. Составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.
Для того чтобы рассказ был полным, красивым, необходимо обогащать словарный запас ребенка. Этому способствуют разнообразные игры, в которые можно играть в повседневной жизни.
Игры, способствующие увеличению словарного запаса:
- «Лото»
- «Назови овощи (фрукты, посуду, мебель – любое обобщение) в том же порядке, как я покажу (скажу)», для того чтобы развивать речеслуховую структуру. Назови первое (последнее) слово.
- «Посмотри, внимательно, запомни, назови».
Игры на закрепление обобщающих слов:
Игры типа «Я знаю пять овощей», назови на каждый пальчик овощ (фрукт, животное, птицу). Назови быстро, четко.
Продолжи цепочку (называй быстро, чтобы цепочка не оборвалась): помидор, огурец, картофель… ; Стул, кровать, кресло… ; Снегирь, воробей, синица…
Игры с мячом: поймай только фрукты…
Поймай только зеленые (круглые, сладкие, кислые) овощи…
Объяснение значение слов (объясни Незнайке, что такое огурец? Это мебель) Объяснение по плану: обобщающее слово – части – функциональные назначения. Огурец – это овощ, зеленого цвета, овальный, с пупырышками. Его едят.
Сравнение слов а) чем отличаются? б) чем похожи?
Критерии определения уровня развития связной речи:
1. Соответствие высказывания теме.
2. Раскрытие темы.
3. Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.
4. Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.
5. Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.
6. Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).