Приложение МААМ

Самообразование по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Антонина Мосолова
Самообразование по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема самообразования: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель ГБОУ ШКОЛА №1373 ОДО 2

Мосолова А. А.

Цель:

- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми;

Публикация «Самообразование по теме „Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:

умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба);

умение беседовать на различные темы,

умение говорить спокойно, с умеренной

громкостью, доброжелательным тоном;

владение разнообразными

формулами речевого этикета,

умение использовать мимику и жесты,

умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Методы и приемы обучения диалогу

Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми;

Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему;

Используется прием словесных поручений;

Эффективный метод – дидактическая игра;

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.

Монолог[/h3]

Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей

Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация).

Характерны литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность.

Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу.

Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события. Рассказы могут быть:

Рассказ-повествование – это отражение событий в динамике (обязательно должно быть введение, основная часть, заключение).

Рассказ-описание – это характеристика предмета или явления, объекта, отображение его основных свойств и качеств. Рассказ-описание может быть сравнительным и объяснительным.

Рассказ-рассуждение состоит из цепочки суждений по поводу исходного тезиса в его поддержку, либо опровержения. Может быть использован в подготовительной к школе группе.

В 4 года у детей возрастает мыслительная деятельность.

Дети в этом возрасте:

Пересказывают сказки, услышанные впервые;

Рассказывают по картине и игрушке сначала по вопросам, а потом самостоятельно строят описание и повествование;

Учатся работать над структурой этих рассказов, знакомятся с разными зачинами, средствами связи;

Приучаются к последовательности рассказывания;

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).

Составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на игрушку или картинку, а затем без опоры на наглядный материал.

Обучение рассказу-описанию детей 4-х летнего возраста включает:

1) Рассматривание игрушки;

2) Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею;

3) Образец рассказа педагога;

4) Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам педагога;

5) Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога;

6) Оценка детских рассказов педагогом.

Обучение рассказыванию по картинке

Этапы:

1. Подготовка к эмоциональному восприятию картинки (стихи, загадки, поговорки, рассматривание иллюстраций).

2. Рассматривание картинки в целом.

3. Вопросы педагога по картинке.

4. Образец рассказа по картинке педагога.

5. Рассказы детей.

Рассказ должен быть:

Полным, связным, последовательным,

логическим, выразительным,

грамматически верным, фонетически

чистым непрерывным (без пауз).

Методика обучения описанию картин

Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета.

Виды занятий с картинками:

1. Составление рассказов по предметной картинке.

2. Составление рассказов по сюжетной картинке.

3. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

4. Составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.

Для того чтобы рассказ был полным, красивым, необходимо обогащать словарный запас ребенка. Этому способствуют разнообразные игры, в которые можно играть в повседневной жизни.

Игры, способствующие увеличению словарного запаса:

- «Лото»

- «Назови овощи (фрукты, посуду, мебель – любое обобщение) в том же порядке, как я покажу (скажу)», для того чтобы развивать речеслуховую структуру. Назови первое (последнее) слово.

- «Посмотри, внимательно, запомни, назови».

Игры на закрепление обобщающих слов:

Игры типа «Я знаю пять овощей», назови на каждый пальчик овощ (фрукт, животное, птицу). Назови быстро, четко.

Продолжи цепочку (называй быстро, чтобы цепочка не оборвалась): помидор, огурец, картофель… ; Стул, кровать, кресло… ; Снегирь, воробей, синица…

Игры с мячом: поймай только фрукты…

Поймай только зеленые (круглые, сладкие, кислые) овощи…

Объяснение значение слов (объясни Незнайке, что такое огурец? Это мебель) Объяснение по плану: обобщающее слово – части – функциональные назначения. Огурец – это овощ, зеленого цвета, овальный, с пупырышками. Его едят.

Сравнение слов а) чем отличаются? б) чем похожи?

Критерии определения уровня развития связной речи:

1. Соответствие высказывания теме.

2. Раскрытие темы.

3. Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

4. Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

5. Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

6. Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 12:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Мосолова (УИ 22201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД