татьяна веселова
Самообразование по теме «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок» Ванино Ванинского муниципального района Хабаровского края
«Тетрадь по самообразованию педагога»
Веселова Татьяна Юрьевна
Стаж работы: 5 лет
Квалификационная категория:
Публикация «Самообразование по теме „Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема самообразования : «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» на 2021-2022 учебный год, во второй младшей группе комбинирующей направленности.
п. Ванино
АКТУАЛЬНОСТЬ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Тема самообразования : «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.
Ожидаемые результаты
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
План работы на год.
Сроки Формы работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Работа с детьми
сентябрь Изучение методической литературы по данной теме.
октябрь Внедрение в работу с детьми массаж кистей.
ноябрь Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр.
декабрь Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. Выставка детских работ.
январь Открытый показ НОД по речевому развитию. Показ НОД, конспект.
февраль Использование нетрадиционных методов в работе : лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. Выставка детских работ.
март Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и бумаги в технике оригами. Изготовление пальчиково театра.
апрель Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового. Показ театрализованного представления по сказке «Колобок Изготовление театра на фланелеграфе, настольного.
май «Одуванчики» аппликация в нетрадиционной технике с использованием ватных палочек. Разучивание пальчиковой игры «Цветы на лугу».Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. Выставка детских работ.
Работа с родителями
сентябрь Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и развитие речи детей».
октябрь Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».
ноябрь Консультация для родителей «Игры с крупой».
декабрь Оформление папки - передвижки «Игры на развитие мелкой моторики». Папка-передвижка
январь Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры»
февраль Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование в детском саду и дома».
март Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей».
апрель Консультация для родителей «Пластилинография увлекательные средство развития мелкой моторики».
май Выставка творческих работ. Выставка работ
Выход темы: открытый показ НОД, пополнение развивающей среды дидактическими играми и пособиями по речевому развитию, изготовление театра (пальчиково, на фланелеграфе, магнитного, настольного).
Изучение теоретического материала.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
)