Фадеева Евгения
Самообразование педагогов «Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование педагогов МБДОУ №38 "Дельфин" Тема:«Приобщение к художественной культуре - условие формирование книжной культуры детей дошкольного возраста»
Главная задача: ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
Публикация «Самообразование педагогов „Приобщение к художественной культуре — условие формирование книжной культуры“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.
Художественная литература помогает ввести ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в людей, понимать их и мотивы их поступков, воспитывать человечность, терпимость. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, обыгрывать, развитию художественного вкуса;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;
• Сформировать интерес к художественной литературе;
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса к художественной литературе у детей и их родителей;
2. Возрождение традиции домашнего чтения;
3. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, и с их содержанием.
5. Участие детей в инсценировках.
Методы:
Наглядный:
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек
- Элементы инсценировки
- Движение пальцами, руками
Словесный:
- Чтение произведений по книге или наизусть
- Чтение с продолжением
- Рассказывание
-Словесное рисование
- Вопросы к детям по содержанию произведений
-Пересказ произведения
- Заучивание наизусть
-Выразительное чтение
- Беседа по произведению, о книге, после чтения
- Прослушивание аудиозаписей
Практический (включая игровой) :
- Составление картинного плана текста
- Рассказывание по ролям
- Рассказывание от лица героя
- Дидактические игры
- Театрализованные игры
- Игровая деятельность
Формы работы с детьми :
1. Ознакомление с понятием «книга» :
а) беседа на тему «Книги разные нужны, книги разные важны»
(акцентирование внимания детей на то, из чего сделана книга, её предназначение, особенности, какие книги существуют, кто создаёт книги, где они хранятся);
б) беседа на тему «У моих книг есть свой дом» (рассказы детей о том, где в их доме «живут» книги).
в) Беседа на тему: «Любимая книга»
2. Игра «Спой вместе с героем"
Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки пелись героями разных сказок.
3. Дидактические игры.
«Угадай, к какой сказке иллюстрация». «Узнай героя по описанию» «Что в этой сказке лишнее?» «Изобрази героя» : работа по созданию словесного портрета героя с целью передачи детьми его манеры поведения, речевых характеристик и психологических характеристик. «Доскажи словечко» : восстановление отрывков из сказок, хорошо известных и любимых детьми. «Расскажи, что видишь» : обсуждение с детьми различных ситуаций, изображённых на иллюстрациях с целью обученья детей приёмам убеждения, доказывания и объяснения.
4. Использование метода моделирования.
Модель «волшебные кружочки» – после рассказывания воспитателем сказки с использованием пальчикового или настольного театра детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребёнку раздаётся лист бумаги с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Воспитатель предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, чтобы превратить кружки в героев сказки. Воспитатель напоминает детям содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая, жёлтая, круглая, сверху листики). Нарисуйте их карандашом. Пришёл дед репку тащить. А дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Работа продолжается, дети подбирают к каждому герою по характерному для него атрибуту. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, проговаривая их особенности, показывая каждый кружок. Модели дети забирают домой и рассказывают сказку родителям. Таким образом, дети привлекаются ещё и к художественному творчеству. Это позволяет повысить интерес детей к произведению, понять содержание, последовательность событий в сказках, развить коммуникативные навыки. Также для моделирования сказки можно использовать разноцветные геометрические фигуры. Например, колобок – жёлтый круг, медведь – коричневый квадрат, лиса –оранжевый треугольник и т. д.
5. Работа с поэтическими текстами.
Дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. Воспитатель развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
Работа по месяцам
Сентябрь
-Рассматривание книг, чтение стихотворений об осени.
-Д/ и: «Доскажи словечко»
-Беседа на тему: «Любимая книга»
-П/и «Гуси- лебеди»
-«Книги разные нужны, книги разные важны»
-физкультминутка «Ехали медведи…».
-рисование «Кто живёт в русском лесу?»;
-Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый для работы с детьми и родителями.
-Консультация для родителей «Насколько важно читать ребёнку книги»
Октябрь
-Рассматривание книг со сказками.
-Д/и «Угадай героя из сказки»
-Беседа : «Какие книги вам читали родители, про что».
-Рисование «Моя любимая сказка».
-Инсценировка сказки «Три медведя».
-П/и «Поймай комара» Создание папки – передвижки
«Книги для детей 5-7 лет»
-Консультации для родителей «Что читать детям?», «Выбор книг для детей».
Ноябрь
-Чтение сказок А. С. Пушкина.
-Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
-Д/и «Литературное лото».
-Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
-П/и «Муха- Цокотуха».
-Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
-Консультации для родителей «Что читать детям?», «Выбор книг для детей».
Декабрь
-Рассматривание книг, чтение стихотворений о зиме.
-Слушание аудио книг.
-Физкультминутка Пальчиковые гимнастика «Свинки»,
-Изготовление закладок для книг;
-Д/ и: «Сказка наоборот».
-Лепка сказки «Репка».
-П/и «Лиса и зайцы»
-Подбор стихов для детей. Составление альбома «Зимняя сказка»(от каждой семьи по рисунку на зимнюю тему)
Январь
-Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
-Конкурс «Кто больше знает загадок, скороговорок, считалок?»
-Д/и «Спой вместе с героем»
-П/и «Колобок»
-Оформление стенгазеты «Мы любим читать»
- Консультация для родителей - Придумать вместе с ребёнком сказку.
Февраль
-Д / и: «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Допиши сказку».
-Беседа на тему : «Что вам больше нравится слушать : сказки,рассказы, стихи?».
-П/и «Теремок»
-Изготовление наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам», -«Портреты детских писателей».
-Папка - передвижка «Пословицы и загадки о книгах».
Март
-Рассматривание книг, разучивание весенних стихотворений.
-Обсуждение с детьми правил безопасного поведения на примере сказок («Волк и семеро козлят»)
-«Расскажи стихи руками».
-Д/и «Стань волшебником»
-П/и «Волк и козлята»
-Изготовления совместно с родителями «Книжек малышек»
(загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки)
Апрель
-Беседа на тему:
«Как надо обращаться с книгой».
-Д/и «Волшебные предметы»
-Аппликация по русской народной сказке «Бычок- смоляной бочок».
-Хороводная игра «Бабка - ёжка».
-П/и «Под грибом»
-Изготовление наглядно-дидактических пособий «Многозначные слова», «Антонимы». «Глаголы»
-Консультация для родителей «Учим стихи – развиваем память»
Май
-Рассматривание книг, чтение о Великой Отечественной войне. Конкурс чтецов о Великой Отечественной войне, её героях.
-Беседа о Великой Отечественной войне.
-С/р игра «Танкисты».
-Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
-Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника».
Используемая литература
1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
4. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994
5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с. 6.
6. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
8. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М. : УЦ «Перспектива», 2010.
9. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г.