Ника
Самообразование на тему «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Публикация «Самообразование на тему „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него.
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.
Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как утилитарные предметы, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности детей.
С каждым годом увеличивается количество дошкольников, не имеющих достаточных знаний о культуре своей страны. О её творческом наследии, исторических традициях, выраженных в народных промыслах. Ярким примером является хохломская роспись.
Цель: приобщить детей к культуре родного народа, через знакомство с одним из народных промыслов России - хохломской росписью.
Задачи:
1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами хохломской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
2. закреплять умение детей узнавать и отличать хохломскую роспись от других;
3. учить детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи, используя основные элементы и приемы декоративного рисования;
4. активизировать познавательную активность детей
5. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику;
6. развивать творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
7. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
8. обогатить предметно - развивающую среду группы
Направление: художественно - эстетическое
Форма работы с детьми:
1. Беседы о хохломском промысле, об особенностях узора, композиции
2. Рассматривание элементов росписи
3. Рисование основных элементов хохломской росписи
4. Познавательные рассказы воспитателя
5. Дидактические игры
6. Просмотр фильма о хохломском промысле
7. Рассматривание иллюстраций и хохломских изделий
Ожидаемые результаты:
- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей
- ознакомление с историей создания хохломской росписи
- формирование у детей патриотических чувств
Форма отчета о проделанной работе:
-картотека дидактических игр по хохломской росписи;
-презентация по теме самообразования;
-консультации для родителей;
-создание лэпбука хохломской росписи
-создание мини- музея хохломской росписи
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей «Золотая хохлома»
2. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе?»
3. Консультация «Что такое хохлома?»
4. Консультация для родителей «История хохломы»
5. Беседа «Значение декоративного рисования для развития ребенка»
6. Консультация «Знакомим детей с хохломской росписью».
7. Создание папки – передвижки «Золотая хохлома»
8. Привлечение родителей к созданию мини – музея
9. Участие в конкурсе совместных рисунков «Мир волшебной хохломы»
10. Создание альбома «Золотая хохлома».
Перспективный план по знакомству с хохломской росписью в подготовительной группе.
Сентябрь.
Изучение методической литературы:
1. Гаврилова В. В., Артёмова Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование конспекты занятий. -Волгоград :Учитель, 2011.
2. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М. «Просвещение» - 1986.
3. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов – на – Дону «Феникс», 2002.
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
5. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций, создание дидактических игр по хохломской росписи
Октябрь:
1. Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров
2. Беседы на тему «Об истории промысла хохлома», «Что такое хохломская роспись»
3. Чтение «Легенда о Хохломе»
4. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»
5. Подвижная игра «Кто больше соберет ложек»
6. Д/и «Найди лишнее», «Собери целое», «Обведи рисунок»
7. Роспись ложек в стиле «Хохлома»
Ноябрь:
1. Чтение и заучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Золотая хохлома», П. Синявский «Хохломская роспись»
2. Д/и «Русский узор», «Найди пару», «Угадай роспись»
3. Просмотр презентации «Хохломская роспись»
4. Рассмартивание альбома «Хохломская роспись»
5. Подарок для мам ко «Дню матери» роспись «Вазы»
6. Беседы на тему : «Из чего сделаны хохломские изделия, технология росписи», «Какие цвета используются при хохломской росписи какая технология промысла»
7. С-р игра «Магазин сувениров»
Декабрь:
1. Д/и «Найди нужный элемент», «Собери целое», «Русский узор»,
2. Чтение и заучивание стихотворений Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»
3. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»
4. Роспись «Доски не простые – весёлые расписные»
5. Беседа с детьми на тему : «Какие элементы используются в хохломской росписи»
6. Просмотр мультфильма «Хохлома»
7. Подвижная игра «Кто быстрее донесет Вазу»
Январь:
1. Д/и «Собери узор», «Дорисуй узор». «Что изменилось?»
2. Лепка «Хохломская чашка»
3. Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров
4. Загадывание загадок, заучивание пословиц о Хохломе
5. Просмотр фильмов о Хохломе
6. С/р игра «Ателье»
7. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»
Февраль:
1. Подарок для пап: расписные закладки для книг под «Хохлому»
2. Д/и «Разрезные картинки», «Русский узор», «Угадай роспись»
3. Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» с. 12-13 (о главной особенности хохломской росписи)
4. Беседа «Золотые мастера».
5. Просмотр видеоматериала из программы Галилео «В гостях у мастеров Хохломы»
6. Заучивание частушек про хохлому
7. Подвижная игра «Кто быстрее донесет Вазу»
Март:
1. Д/ и: лото «Хохлома», «Русский сувенир», «Домино»
2. С/р игра «Магазин сувениров»
3. Роспись «Украсим матрёшке сарафан»
4. Чтение и закрепление стихотворений Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»
5. Просмотр видео «Наша марка – Хохлома»
6. Беседа с детьми на тему : «Что мы знаем о народном промысле Хохлома?»
7. Отгадывание загадок, повторение поговорок
Апрель:
1. Д/и «Чего не стало», «Дорисуй узор», «Разрезные картинки»
2. Роспись «Укрась тарелку»
3. Беседа с детьми на тему : «Чем отличается хохломская роспись от Гжельской и Городецкой»
4. Прослушивание аудиозаписей «Хохломская карусель», «Хохлома», «Золотая хохлома», «Золотая ярмарка»
5. Просмотр презентации «Посуда Хохлома»
6. Подвижная игра «Кто больше соберет ложек»
Май:
1. Д/и «Собери узор», «Обведи и раскрась», «Найди пару»
2. Роспись блюда в стиле «Хохлома»
3. С/р игра «Ателье»
4. Беседа с детьми на тему : «Чем вам нравится хохломская роспись?»
5. Чтение стихотворений, поговорок, отгадывание загадок
6. Рассматривание Альбома «Золотая хохлома», иллюстраций, открыток
7. Выставка рисунков детей