Елена Баркова
Культура поведения. Этикет
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя
Барковой Елены Владимировны на тему:
«Культура поведения. Этикет»
ВВЕДЕНИЕ
План работы по самообразованию «Культура поведения. Этикет»
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.
Публикация «Культура поведения, Этикет» размещена в разделах
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, на улице получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком.
Опыт работы в детском саду показал: дети правила поведения отлично усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций?
Цель: Создание условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.
2. Обучать детей правильному поведению в социуме.
Развивающие:
1. Формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, доброжелательного отношения к окружающим.
2. Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни.
3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, сострадание, милосердие, доброту.
2. Способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Тема выбрана мной не случайно. Нас с детства учат этикету, вежливости и правильному поведению. Чтобы в будущем, нам не стыдно было показаться в обществе. Нас наши родители учили, чтобы мы были опрятными, выглаженными и приветливыми с другими людьми. Все эти навыки, мы передаём нашим детям. Современные дети, умеют и знают гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.
Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость " занятий " человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Это Программа дошкольного образования «От рождения до школы», журналы дошкольного воспитания, Азбука общения, книга «Развитие и воспитание детей среднего возраста», «Веселый этикет» и т. д. И после того, как я отобрала необходимую литературу, мной был составлен годичный план, проведения с детьми занятий, опирались прежде всего на программу «От рождения до школы».
Условия реализации:
В группе №9 - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение: Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
Ожидаемый результат
- Уменьшение конфликтов в группе
- Относиться добрее друг к другу
- Бережливо относиться к своим и чужим вещам
- Быть более самостоятельными
Срок работы по теме самообразования: учебный год 2018-2019
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Формы работы:
- С детьми
- Самообразование
- С родителями
I этап
Организационно-диагностический
Сентябрь
1. Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности и в повседневной жизни.
2. Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
3. Мониторинг детей владение основными КГН
4. Изучение нормативных документов
5. Выбор и определение темы самообразования
6. Планирование работы по теме самообразования
7. Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей»
II этап
Теоретический
Октябрь
Приучать детей к культуре общения, за основу взяла четыре правила:
1. «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые»,
2. «Если тебе трудно – обратись за помощью»,
3. «Каждой вещи свое место»,
4. «Не делай за ребенка того что он может сделать сам»
5. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по культуре поведения среднего дошкольного возраста.
6. Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т. д.)
III этап
Обобщающий
Ноябрь
1. Цикл занятий по воспитанию культурно -гигиенических навыков.
2. Правила моей жизни
Поддержка порядка и чистота в детском саду и дома, во дворе, на улице. Культура общения со сверстниками, взрослыми, посторонними людьми. Соблюдение правил личной гигиены.
Уроки «Мойдодыра» «Поможем Федоре» «Умейка» и т. д.
3. Создание картотеки дидактических игр
4. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
5. Карточки с этикетными формулами,
6. Слайды по этикету.
7. Художественная литература.
8. Тестовые задания для родителей.
Декабрь
1. Цикл по воспитанию культуры поведения:
«Путешествие в страну доброты, вежливости» «Мои друзья» и т. д.
2. Делу – время…
3. Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками детского сада. Этические нормы поведения; формы общения; умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.
1. Подбор сказок направленных на культуру поведения
2. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
3. Занятие с разрешением педагогических задач.
4. Занятия, инсценировка ситуаций по теме;
5. Чтение художественной литературы
6. Выучить занимательные приветствия принятые в вашей семье.
Январь
1. Правила хорошего тона.
Обращение – одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
2. В мире вежливости.
Понятие вежливость Культура общения при разговоре. Вежливая просьба в различных ситуациях. Роль общения в жизни людей.
3. Конспект занятия «Пожалуйста» кн. Н. В. Микляева стр. 153, (обсуждение ситуаций).
4. Чтение художественной литературы Э. Мошковского «Вежливое слово».
Февраль
1. «Волшебные слова»
Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Понятие «волшебные слова».
2. Подбор игр
3. Мультфильмы
4. Видеофильмы
5. Художественная литература.
6. Рассматривание семейного альбома, открыток.
Март
1. «Добро и зло»
Понятие «добро» и «зло». Тема «добра» и «зла» в русских народных сказках. Проявление тактичности, необдуманные поступки и их последствия. Благожелательность и забота о родных и близких. Поощрение доброго.
2. Слайды по сказкам. Художественная литература.
Апрель
1. «Терпение и труд»
Трудовые дела дома и в детском саду. Домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека. Твои любимые дела. Народная мудрость о труде.
2. Дружба и порядочность»
Понятие проявление дружбы. Качества настоящего друга и их проявления в повседневных отношениях. Честность, доброта, справедливость. Правила дружбы. Отношения в группе.
3. Конспект занятия «Дружить и ссориться» кн. Н. В. Микляева стр. 99. иллюстрации.
4. Чтение художественной литературы Г. Сапгир «Мой друг зонтик», Г. Цыферов «Кто кого добрее»
5. Составление правил дружбы.
6. Прогулка с родителями в парк.
7. Чтение стихов о природе.
Май
1. Мониторинг детей в конце года на овладение основными КГН.
Список используемой литературы
1. Арушанова А. Г. «Истоки диалога». – М. : Мозайка – Синтез, 2003 2. 2. Безгина О. Ю. «Речевой этикет старших дошкольников». – М. : Мозайка, 2004 3. Белобрыкина О. А. «Речь и общение». – Ярославль: Академия развития, 1998 4. Богуславская Н. Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997 5. Бутелёва Б. В. «Поговорим о воспитании». С. -Пб., 1994 г.
6. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет» – М. : Мозайка – Синтез, 2016
7. Вендербильт Э. К. «Культура поведения, этикет, мораль». М., 1998 г. 8. Волченко Л. Б. «Этикет». Ростов-на-Дону, 1996 г.
9. Вольф И. Т. «Современный этикет». М., 1997 г.
10. Волина В. В. «Учимся играя». М. : «Просвещение», 1994.
11. Гольдин В. Е. «Речь и этикет». М., 1983 г.
12. Демидова О. Н. «Будьте вежливы всегда». – Воронеж, 2009
13. Корчинова О. В. «Детский этикет».- Ростов на Дону «Феникс», 2002.
14. Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Пособие для детей. «Как вести себя 4- 6 лет». М. : «Просвещение», 2005 г.
15. Крохина И. М. «Всё об этикете». М., 1995 г.
16. Лихачёва Л. С. «Уроки этикета». Екатеринбург, 1996 г.
17. Микляева Н. В. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» М. Айрис – Пресс 2009г.
18. Николаева Т. Н. «Этикет и мы». С. -Пб., 1993 г.
19. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей». М. : «Просвещение», 1986.
20. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки». М. : «Педагогика», 1990.
21. Титаренко А. И. «Нравственные основы общения». М., 1997 г.
22. Черенкова Е. Ф. «Уроки этикета и вежливости для детей». – М. : Издательство Дом, 2006
23. Шалаева Г. П. «Новый этикет для самых маленьких»
24. Шалаева Г. П. «Школа этикета для самых маленьких»
25. Шалаева Г. П. «Правила поведения»