татьяна комарова
Самообразование как важный инструмент профессионального роста педагогического работника
▼ Скачать + Заказать документы
«Научить чему-то новому и полезному и интересному
может только тот педагог, который сам всю жизнь учится
Василий Александрович Сухомлинский
Образование это то, что во все времена привлекало людей. Люди понимали образование — это не только знания, это и другой образ жизни, и определенное социальное положение. Совсем недавнем прошлом человеку чтобы быть профессионалом можно было получить багаж знаний и навыков при освоении образовательной программы учебного заведения и этого хватало на всю профессиональную жизнь. Сегодня этого мало.
Публикация «Самообразование как важный инструмент профессионального роста педагогического работника» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Самостоятельное образование, по сравнению с традиционным, всегда более эффективно, потому что, знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок, все это бесценно и становится частью его натуры.
Все чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переходит в практическую плоскость.
Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим преподавателем. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности преподавателя, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Просто педагогу не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями, отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы самостоятельно, работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.
Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. Не всегда различного рода знания, которые приобретает специалист в процессе самообразования могут быть перенесены в своем исходном виде в практику. Их необходимо соотнести с конкретными условиями деятельности, оценить воспринимаемые идеи и методы, освоить и адаптировать в своей деятельности, преобразоваться педагогом в собственные методы, приемы обучения.
Основными критериями самообразования преподавателей являются:
эффективность профессиональной педагогической деятельности
рост качества образовательного процесса
творческий рост педагогов
внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс
Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций, осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности.
Результатами самообразования могут быть :
повышение качества преподавания дисциплин
профессиональных модулей
готовность к педагогическому творчеству
профессиональный и карьерный рост
создание имиджа современного педагога - новатора
соответствие преподавателя требованиям общества и государства
Направления самообразования :
профессиональное
психолого-педагогическое и психологическое
методическое
эстетическое
в области ИКТ
в области формирования ЗОЖ
Безусловно творчески работающий преподаватель дополнит этот список собственными направлениями.
Определим слагаемые эффективного самообразования. Для успешного развития процесса самообразования преподаватель должен воспитывать в себе социальные способности человека:
жить в обществе по высоконравственным нормам
формировать способность строить товарищеские деловые отношения
быть принципиальным и доброжелательным, требовательным к себе
самокритичным
способным к сочувствию, сопереживанию, тактичным и деликатным в отношениях с другими людьми
Самообразование преподавателя будет продуктивным если в процессе самообразования реализуется :
потребность преподавателя к собственному развитию и саморазвитию
преподаватель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт преподавателя является фактором изменения образовательной ситуации, преподаватель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
преподаватель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом преподавателя-профессионала. Под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов.
преподаватель обладает готовностью к педагогическому творчеству, осуществляется взаимосвязь, личностного и профессионального развития и саморазвития.
Сегодня от преподавателя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях. Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие и самообразование.