Ольга Ештокина
Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Отчёт по самообразованию
«Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»
Подготовил воспитатель:
Ештокина Ольга Алексеевна
П. Высокий, 2019г
Отчет по самообразованию
Воспитателя общеразвивающей направленности группы «А»
для детей от 2-х до 3- х лет
Ештокиной Ольги Алексеевны на 2018-2019учебный год.
Публикация «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мною была выбрана тема для самообразования ««Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Актуальность :
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш. Им трудно собрать мозаику,они отказываются от любимых другими лепки. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координация движения обеих рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас.
Цель:
Повышение моей профессиональной компетентности и профессионального мастерства, через самообразование. Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики.
Задачи работы по самообразованию:
1. расширить знания о развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности;
2. обогатить развивающую среду по развитию мелкой моторики рук (создание новых игр, в том числе при участии родителей);
3. формировать и развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений;
4. педагогическое просвещение родителей по теме «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»
Объекты по работе по самообразованию:
дети от 2 до 3 лет, семьи детей посещающих группу общеразвивающей направленности
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная;
Методы работы :
Дидактические игры;
Игровые упражнения;
Организованная - образовательная деятельность;
Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка).
Ожидаемые результаты:
Повышение моего педагогического уровня и профессионального мастерства;
Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2 –3 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
Развитие мелкой моторик рук у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений;
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросе развития мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет;
План работы.
1-й этап –теоретический.
октябрь –декабрь 2018г.
1. Изучение нормативных документов по данной проблеме :ФГОС; примерное комплексно –тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под. Ред Н. Е. Векарсы Т. С. Комаровой М. А. Васильевой
2. Изучение методической литературы.
3. Интернет-ресурс международный образовательный портал МААМ. RU-http//nsportal. ru
2-й этап –практический.
Январь-март 2019г.
1. Консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома».
2. Наглядно- иллюстративный материал: дидактические игры «Вкладыши,» «Найди пару»; «Дольки» игры со шнуровкой, игры-мозаики (крупные и мелкие, игры с прищепками» «Солнышко», сухой аквариум,игры с бусами,игры с фасолью, горохом и т. д. Использование при работе с детьми дидактического материала природного происхождения: камни,морские ракушки различных форм и размеров, древесина, игры и лепка кинетическим песком,пальчиковые игры.
3. Использованием нетрадиционных техник рисования,
4. Создание и пополнение картотеки дидактических игр,пальчиковой гимнастики
3-й этап –заключительный.
Апрель 2019г.
Анализ по самообразованию.
Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Каждый предмет в группе может стать развивающим. В группе создана среда, окружающая детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики организован уголок «Умелые ручки» где есть необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», «Сухой аквариум», игры с прищепками (которые направлены и на сенсорное развитие детей,дом –Бизиборд, игры–вкладыши, игры–вкладыши-дольки, разноцветный кинетический песок, а так же многое другое. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. (Мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) можно найти в играх развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу, «Письмо на крупе». Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); -способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи… В течение года содержание этого уголка меняется, цели и задачи игр усложняются. Начиная с младшей группы, мы организовали специальную полочку по изо деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изо- материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Рисование играет особую роль. Рисование, лепка, делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки.
Дети познакомились с природными материалами (шишки, орехи, косточки фруктов и т. д) в течение реализации проекта проводились эксперименты с водой, снегом, песком деревом, тканью. Данные эксперименты очень благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук, а так же на тактильные ощущения,например дерево –(поверхность гладкая,шершавая).
Перспективное планирование
Игра Цели Игры и упражнения Материал
Сентябрь
1. Цветок для бабочки
07.09.18г.
Ознакомление с названиями цве-тов. Обучение соотнесению предметов по цвету и обозначению результата словами «такой», «не такой», выполнению действий по подражанию. Формирование восприятия пространственных отношений и обучение воспроизведению их по подражанию Найди цветок для бабочки. Бабочки.
Внизу — наверху
Бабочки и цветы, вырезанные из картона
4 основных цветов.
2. Мишуткины игрушки
14.09.18г.
Продолжать знакомить с названиями цветов, соотнесению предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством Чудесный мешочек.
Медвежата. Собираем мячики.
Мячи разных цветов.
3. Ежики
21.09.18г.
Продолжать учить детей узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Обучение ориентированию в помещении. Домики для ежат.
Зайка и ежик.
Прищепки разных цветов. (красные, синие, желтые и зеленые)
4. Паровозик из Ромашково
28.09.18г. Формирование понятий «много» и «один». Обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством Здравствуй, паровозик!
Поезд.
Соберем букет Цветы и вазы, соответств. по цвету
Октябрь
5. Оденем ёжика
05.10.18г. Обучение соотнесению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путем составления пар Поиграем с ежиком. Ежик и барабан. Оденем ежика
Прищепки
6. Поиграем с пирамидками
12.10.18г. Обучение соотнесению предметов по размеру. Развитие координации движений. Обучение группировке по цвету Соберем пирамидки. Разложим колечки по цвету
Пирамидки основных цветов.
7. Журчащая водичка
19.10.18г.
Знакомство детей со свойствами воды. Закрепление основных цветов Наливаем-выливаем-переливаем.
Плавающие уточки. Уточки резиновые и пластмассовые разных цветов. Емкости для переливания.
Надувной бассейн
8. Сыпем, лепим
26.10.18г. Формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка Пересыпь.
Спрячь игрушку.
Слепи пирожок. Емкости для пересыпания, мелкие игрушки
Ноябрь
9. Что за гости?
02.11.18г. Развитие зрительной памяти, внимания. Обучение объедине-нию элементов в целостный об-раз. Развитие умения имитировать заданный образ. Собери картинку. Изобрази животных. Что изменилось? Зайчик
Игрушка-заяц.
Разрезные картинки.
10. Листопад.
09.11.18г. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, соотнесению по форме, использование слов «большой», «маленький» Разложи листочки на подносы.
Дорожка из листьев. Домики для листочков Подносы
.листочки разных цветов и размеров
11. Наши ладошки
16.11.18г. Закрепление знаний о свойстве влажного песка –сохранять форму предмета. Ладошка.
Кулачок.
Топ-топ. Поддоны для песка
12. Тонет, не тонет, плавает
23.11.18г. Знакомство детей со свойствами деревянного бруска и камней. Обучение группировке по размеру Плыви, плыви, кораблик.
Блинчики.
Собери камушки Речные камни разных размеров, деревянный брусок, бассейн
Декабрь
13. Матрёшки
07.12.18г. Уточнить, насколько хорошо понимает ребенок речевые инструкции с предлогами («в», «на», «за», связанные с выполне-нием знакомых ему заданий на изменение положения предметов в пространстве относительно самого ребенка. Обучение группировке разнородных предметов по цвету Играем с платочками.
Как у наших у ребят.
Помоги матрешке найти свои игрушки.
Цветные платочки и матрешки.
14. Чудесная коробочка
14.12.18г. Обучение группировке однород-ных предметов по цвету и форме. Ознакомление с геометрической формой кругом. Развитие артикуляционного аппарата Чудесная коробочка. Разноцветная дорожка. Веселый Язычок
Бусины разных цветов и размера
15. Наведем порядок
21.12.18г. Обучение группировке однород-ных предметов по цвету, соотне-сению предметов по размеру, воспроизведению пространствен-ного расположения элементов конструкции по подражанию Соберем пирамидки по цвету. Построим башни
Пирамидки разных цветов
16. Поиграем с кошкой и собачкой
28.12.18г. Продолжать формировать понятия «один», «еще один», «большой», «маленький», «сверху», «внизу», «рядом»; обучение умению различать на слух один или несколько ударов по деревянной поверхности стола Строим башню
Инструменты.
Кто там стучит? Кубики разных размеров.
Строительные инструменты
Январь
17. Фонарики
11.01.19г. Развитие умения составлять це-лое из частей. Обучение соотнесению предметов по цвету. Развитие умения сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, раз-меру Соберем фонарики.
Елочка.
Найди лишний фонарик
Елочка, фонарики разного цвета и размера
18. Птенчики
18.01.19г. Обучение умению находить при-знаки сходства и различия пред-метов, соотнесению предметов по форме. Продолжать формировать понятия «один», «много». Птичка и птенчики. Найди лишний листочек.
Найди домик для листочка Листочки,
карточки с
птичками и птенцами
19. Три медведя
18.01.19г. Продолжать формировать понятия «один», «много».
Обучение сравнению сово-купности предметов по количе-ству путем составления пар. Тренировка в узнавании и назы-вании цвета, размера с использованием слов «большой», «поменьше», «маленький». Ознакомление с геометрической формой - квадратом. Три медведя. Мишка косолапый.
Разноцветные дорожки. Медведи разной величины, фигура квадрата
20. Любопытный Мишутка
25.01.19г. Продолжить ознакомление с геометрической формой - квадратом. Обучение группи-ровке однородных предметов по форме, цвету и размеру В гостях у квадратов.
Медвежата.
Мишуткины задания Картонные квадраты разного цвета, размера, круги
Февраль
21. Курочка и цыплята
01.02.19г. Обучение восприятию предметов в количестве один, много, ни одного. Ознакомление с понятием «цвет». Развитие памяти, внимания, мышления. Курочка и цыплята. Что изменилось?
Курочка и цыплята
22. Маша и медведь
08.02.19г. Обучение восприятию предметов в количестве один, много, ни одного. Обучение выполнению действий в соответствии с условным обозначением (работа с палочками) Пирожки в корзинке.
Солнышко и дождик. Выложим домик из палочек.
Счетные палочки.
Корзинка, пирожки, кукла Маша и медведь
23. Разноцветные пуговки
15.02.19г. Обучение соотнесению предметов по цвету, объединению элементов в целостный образ. Формирование понятий «много», «один», «ни одного».Развитие речевого дыхания Пуговки на платье.
Цветные перышки.
Собери по цвету Вырезанные из картона платья разных цветов, пуговицы, стаканчики разного цвета
24. Построим поезда
22.02.19г. Закрепление понятий «большой», «маленький». Обучение различению и называнию основных цветов, обучение соотнесению предметов по размеру, умению находить признаки сходства и различия предметов Построим поезда. Поезд.
Найди лишний вагончик.
Кубики разных цветов, один большой
Март
25. Подарки с грядки
01.03.19г. Обогащение знаний об овощах. Обучение выбору парных предметов по образцу, соотнесению формы рамки и вкладыша, различению и называнию основных цветов Найди такой же овощ.
Соберем урожай. Посадим овощи.
Овощи разных цветов, рамки-вкладыши
26. Поиграем с зайками
15.03.19г. Закрепление понятий «большой», «маленький». Обучение соотнесению формы прорези и вкладки. Тренировка в объединении элементов в целостный образ.
Развитие творческого воображения Здравствуй, зайка!
Зайка серенький сидит.
Почтовый ящик.
Сложи зайку.
Пазлы.
Форы с прорезями.
27. Снеговик
22.03.19г. Обучение выкладыванию не-сложных плоскостных предметов в горизонтальной плоскости, ориентированию на листе бума-ги. Развитие мелкой моторики. Снеговик.
Что мы делали. Погреем ручки Деревянные пазлы.
Лист и цветные карандаши
28. Флажки
29.03.19г. Обучение группировке предметов по цвету и размеру. Развитие слухового внимания, координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна. Формирование представления о пространственных отношениях Большие и маленькие.
Угадай, что делать. Разложи в стаканчики
Флажки большие и маленькие, разных цветов, соответствующие по цвету стаканчики.
Апрель
29. Кто к нам в гости пришёл?
05.04.19г. Обучение группировке однород-ных предметов по цвету. Разви-тие умения составлять целое из частей. Обучение громкому и ти-хому произношению. Подбери части по цвету.
Кто к нам в гости пришел?
Кто в домике живет? Цветные камушки,
разрезные картинки
30. Лисичка –сестричка
12.04.19г.
Обучение чередованию предметов по цвету, соотнесению формы прорези и вкладки. Закрепление знания названий основных цветов. Сделаем бусы для лисички. Отправим подарки Деревянные круглые бусины, ящик с прорезями
31. В Стране великанов и карликов
19.04.19г. Обучение группировке однород-ных предметов по цвету. Обуче-ние использованию в речи слов «большой», «маленький», соотнесению предметов по величине; формирование умения находить признаки сходства и различия предметов Построим домики. Карлики и великаны.
Найди лишний кирпичик.
Заборчики
Кубики, кирпичики.
Отличительные особенности, трудности работы с детьми по данной теме
Одной из характерных трудностей реализации темы с детьми раннего возраста является проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. При этом меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Поэтому в период адаптации важен индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Универсальным методом воспитания и развития для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к малышам оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Следует помнить, что нужно воспитывать не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
Необходимо эмоциональное вовлечение в тот или иной процесс, только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным».
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение, независимо от того, что и как он сделает. Ребенок должен быть свободным в общении со взрослым; ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта. При реализации данной темы выполнение всех этих требований приобретает особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном – образовательном процессе выходят на первый план. Именно в этой сфере происходит столкновение с рядом педагогических проблем.
Виды нетрадиционных техник развития мелкой моторики
Рисование пальцами рук.
Использовать можно или гуашь, или специальные пальчиковые краски. Ребенок окунает пальчики в краску и рисует ими на листе бумаги. Для осуществления этой техники можно использовать не только обычный альбом, но и лист ватмана или кусок обоев.
Рисование ладошкой
Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью. Если окунуть пальчики в разную краску, то получится радужный рисунок.
Рисование пластиковой вилкой.
Для данного вида рисования использовать можно краску гуашь, обмакивая зубчики вилки в краску,можно нарисовать ёжика –иголки (предварительно нарисовав карандашом тело) ,или солнышко –так же, предварительно нарисовав круг, а ребёнок с помощью вилки дорисует лучики.
Рисование на мокрой бумаге
Этот метод помогает, если ребенку нужно нарисовать что-то с расплывчатыми очертаниями, например, туман. Фон для рисунка можно выполнить не обычной кисточкой, а ватой или поролоном.
Список нетрадиционных видов рисования можно и дальше продолжить. Самое главное - полет фантазии, нельзя ограничиваться обычным рисованием карандашами или кисточкой.
Анализ работы по самообразованию и перспективы развития.
Проанализировав проделанную работу,я пришла к выводу, что работа по изучению данной темы нужно продолжать: продолжать изучать методическую литературу, перенимать опыт у педагогов – стажистов, увеличить количество дидактических игр по развитию мелкой моторики, обогатить дидактический материал природного происхождения, обратить внимание на нетрадиционные виды лепки (лепка солёным тестом,увеличить разнообразие дидактического материала по тактильным ощущениям уделяя внимание безопасности данного материала.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
2. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
3. Данилова Е. А. «Пальчиковые игры». Москва ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
4. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.,
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2004.
6. Кузнецова А. А. «Баба сеяла горох.» Игры с жестами и движениями.
7. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», Санкт-Петербург, 2007