веснина наталья
Самоанализ «Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная
деятельность человека, направленная на удовлетворение
его материальных и духовных потребностей, развивающая
его физические и духовные сущностные силы,
а также нравственные качества.
Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают Я, Веснина Наталья Александровна, работаю в Дорогинском детском доме с 2003 года воспитателем. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет в 2000 году. Имею вторую квалификационную категорию. В группе, где я работаю, 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочки. Возраст от 12 до 18 лет. На индивидуальном обучении находится 2 ребенка, 8 человек имеют диагноз ЗПР. Эти ребята обучаются по программе 7 вида.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Самоанализ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Моя основная задача как воспитателя - сделать всё возможное, чтобы, выйдя из детского дома, воспитанник был полноценной личностью, готовой принести пользу обществу и себе. Как известно, на развитие личности влияет трудовое воспитание. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - всё это подготавливает к созидательному труду.
Я считаю, что, формируя трудовые навыки и умения для удовлетворения интересов и склонностей воспитанников к избранным занятиям, у них стимулируется развитие к определённым видам труда.
Исходя из моего многолетнего опыта, я считаю, что ребенок должен уважать и любить труд, осознавать себя частью общества. Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу нашим воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Воспитанники детского дома зачастую не обладают необходимым запасом знаний, умений и навыков, которые позволили бы им уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и влиться в социум.
Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, к активной деятельности, к осмыслению окружающей жизни. Умение трудиться и составляет фундамент в любом виде деятельности. Это и учебная деятельность, и занятия спортом, и творчество.
Все это очень важно для детей, у которых «богатый» жизненный опыт «ничегонеделания».
И основной моей воспитательной задачей в детском доме является создание условий для формирования добросовестного отношения к труду, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой и познавательной деятельности. Мое убеждение, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.
В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Поэтому мой педагогический принцип – очень осторожно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в трудовой деятельности в данный конкретный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких усилий.
Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он – мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение, даже на ошибку.
Для достижения целей я использую несколько программ, одна из которых программа Т. В. Ганичевой «Взгляд на будущее», целью которой является актуализация процесса профессионального самоопределения за счет включения их в специальную организованную деятельность по получению знаний о себе, мире профессиональном труде. Совместно с психологом используем в работе с детьми программу О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
В условиях детского дома в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал - повара, работники по обслуживанию зданий, швея, прачка и др., поэтому в таких условиях встает проблема, как пробудить у ребят любознательность, познавательный интерес, а главное - воспитать трудолюбие. Ведь ни для кого не секрет, что у детей из детских домов есть такая черта, как потребительское отношение к жизни. Трудовая деятельность приобретает в воспитании детей-сирот исключительно важное значение: труд способствует развитию необходимых личностных качеств и является важным компонентом социализации. Труд, как основное средство жизненного самоопределения, самоутверждения и самореализации.
Проблема трудового воспитания детей-сирот обусловлена влиянием ряда факторов. Зачастую наши дети характеризуется не только отставанием в физическом и умственном развитии, но и наличием асоциальных черт характера и поведения. И в организации трудовой деятельности я это учитываю. Стараюсь создать такие условия, благодаря которым у ребенка появилась бы возможность пробудить в себе все самое хорошее, свои личностные ресурсы саморазвития для преодоления жизненных трудностей.
И моя задача- помочь ребятам преодолеть трудности социализации и подготовить их к достойной самостоятельной жизни.
Таким образом, в воспитании детей я ставлю следующие задачи:
Воспитывать детей как членов трудового общества с положительной ориентацией к труду;
Через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества:
-уважение к представителям разных профессий;
-бережное отношение к своему и чужому имуществу;
Прививать навыки работы в коллективе: ответственность, дисциплина
Готовить воспитанников к созидательному выбору профессии.
Моя работа в соответствии с программой пребывания детей в детском доме (разрабатывала программу совместно с педагогами детского дома) имеет следующие направления:
личностное развитие
физическое развитие, охрана здоровья;
основы гражданского и патриотического воспитания;
подготовка к самостоятельной жизни : привитие трудовых навыков, профориентация
Я считаю, что воспитательная система группы должна быть еще и здоровьесберегающей. Воспитание у детей мотивации ЗОЖ, заинтересованности в укреплении собственного здоровья поможет им в достижении жизненных целей. С самого начала, как только ребенок поступает в нашу группу (с учетом возраста) у него появляются обязанности. Сначала это дежурство в комнате, где он проживает. Организация дежурства в своей комнате - это, казалось бы, элементарно. Но уже здесь дети учатся взаимодействовать между собой: старшие и младшие воспитанники, живущие в одной комнате, осваивают опыт общения, предъявляют требования к другим (соблюдение чистоты, что способствует развитию коммуникативной культуры. После адаптационного периода обязанностей становится больше. Это дежурство в столовой, в группе, по детскому дому. Выполнение поручений взрослых. Позже участие в благоустройстве и уборке территории детского дома.
Среди проблем трудового воспитания в условиях детского дома нужно выделить следующие:
• низкая мотивация детей к трудовой деятельности : детей не удается привлечь к труду, они безынициативны, ищут любые возможности уклониться от трудовых поручений;
• у многих детей складывается представление о труде, как о некой повинности, нелегком бремени;
• иждивенчество
Дети в моей группе, как уже сказано выше, не только разновозрастные, но и имеют разный уровень социально-бытовой осведомленности и опыта. Поэтому я использую разнообразные формы и методы для проведения занятий и мероприятий, связанных с трудовой деятельностью. (Все компоненты трудового воспитания детей в своей группе я осуществляю с учетом возраста.)
Один из методов в воспитании положительного отношения к труду, используемых мной, - игра. И не важно, сколько лет ребенку. Игра всегда остается для детей интересной и занимательной. В игровой форме они познают окружающий мир взрослых, моделируют ситуации повседневной жизни, получают первичные трудовые навыки.
С детьми помладше я организовываю такие игры, как игры в строительство, железную дорогу, школу и т. д., сюжетно- ролевые игры («Аптека», «Больница», «Салон красоты», «Цирк», «Школа», «Зоопарк», игры-занятия, занятия – путешествия для младших («Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в Перепутанную страну»(Приложение 1)
Когда ребята взрослеют, наши игры носят уже производственный сюжет. Я ввожу в игру эпизоды из взрослой жизни. Моделирую жизненные ситуации. Здесь происходит и расширение кругозора, и обогащение жизненного опыта. («Семейный бюджет», «Закон и мы», «Я и мир профессий», «Ищу работу», «Помни корни свои», «Моя семья») (Приложение 2)
Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому я широко использую игру в качестве одного из основных средств.
Также в своей работе я использую и практические занятия по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением; приготовлению простейших блюд). Многие знания, навыки и умения закрепляются и совершенствуются в процессе режимных моментов, например, утреннего и вечернего туалета, переодевания, посещения столовой, прогулки. Это не происходит само собой, я внимательно наблюдаю за действиями, поступками, общением детей, слежу за соблюдением ими изученных правил, при необходимости корректирую.
Неоднократно проводила, согласно программе детского дома, «Дни профессий», когда дети оказывали посильную помощь людям разных профессий, совместно выполняли трудовые обязанности в течение дня (Зина В. в течение дня работала в детском саду поселка, Роза В. помогала в столовой детского дома, Артем Н. и Саша Р. работали на кирпичном заводе и т. д.).
Следующий метод для воспитания трудовой активности, я использую, это привлечение детей в различные творческие объединения и спортивные секции, где происходит формирование познавательных интересов, усваивание социального опыта. Конечно же, посещение кружков и секций происходит по желанию ребенка. Хотя, зачастую дети в начале года желают посещать все кружковые занятия. Поэтому ребятам необходимо помочь выбрать, учитывая его интересы, склонности и возможности, то творческое объединение или секцию, где он сможет раскрыть свои творческие способности, проявить себя, т. е. создаю ребятам «ситуацию успеха». Для фиксирования и закрепления у ребят их значимости, в нашей группе созданы «Папки успеха» для каждого ребенка, где хранятся грамоты, благодарности и т. п. (Приложение 3)
Большое место в моей воспитательной деятельности занимают и экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства. (экскурсии на мебельную фабрику, в пожарную часть, на кирпичный завод, в сбербанк, на почту. (Приложение 4)
Одним из направлений воспитания трудового сознания у своих воспитанников я ставлю– профпросвещение, которое дает детям предоставление о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов.
Главное, как мне кажется, – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии - это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности.
Исходя из моего опыта, я определила для себя обязательные критерии трудовой деятельности :
раннее включение детей в доступную, посильную трудовую деятельность;
обязательный характер трудовых поручений;
разнообразие в выборе видов трудовой деятельности;
коллективный труд;
результативность в выполнении работы;
заинтересованность в трудовой деятельности
На протяжении жизни в детском доме я помогаю ребятам осваивать различныевиды деятельности, двигаясь от простого к сложному. В летний период у наших детей есть возможность получать опыт сельскохозяйственной деятельности, так как у нас есть садово-огородный участок.
Труд в огороде начинается с весны. Ребята выращивают овощную рассаду в парниках, на подоконниках (капуста, помидоры, перец, затем высаживают её в открытый грунт. Все это требует заботы и внимания: нужно вовремя полить, подрыхлить, открыть или закрыть парник. У детей появляется чувство ответственности, они с интересом наблюдают за результатами своего труда. Ведь редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.
Трудовая деятельность должна быть ориентирована на конкретный, приносящий ощутимую пользу результат труда, что имеет для данной категории воспитанников приоритетное значение. Лишь такая работа вызывает их трудовую активность, приносит им удовлетворение, формирует у них положительное отношение к труду. (Приложение 5)
После высадки рассады в грунт забот меньше не становится. У детей появляется новый вид деятельности – это прополка. На этом этапе я помогаю младшим ребятам отличать сорняк от овоща. Подключаю к этому занятию и старших детей. За каждым ребенком закреплены «свои» грядки. Количество грядок определяют сами дети по желанию и, конечно же, по возможностям: учитывается возраст ребенка, его физическое здоровье.
В трудовой деятельности воспитанников я обязательно учитываю такой критерий как доступность. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению, снижают интерес к работе. Необходима точная дозировка трудовых заданий, как по сложности, так и по времени. Воспитанники детского дома имеют ограниченные возможности здоровья, поэтому они быстрее, чем обычные дети, «выдыхаются», чаще снижается их работоспособность и как следствие – теряется интерес к труду.
На протяжении всего лета дети с удовольствием трудятся в огороде, наблюдая, как изменяются и преображаются их грядки. Самым приятным и волнующим этапом является уборка урожая. Приятным, потому что ребята видят конечный результат своего труда, а волнующий, потому что этот результат будет вознагражден.
Заинтересованность в трудовой деятельности очень важна и актуальна. Для воспитанников нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, которые представляют собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд. Я не оставляю без внимания любой, даже самый минимальный успех ребенка в труде, и хвалю за дело как можно чаще. Другими формами поощрения, которые я использую в своей работе, могут быть и объявление благодарности, и отражение трудовых успехов воспитанников в газетах детского дома, и награждение подарками, и организация для особого отличившихся в труде экскурсий, поездок и др.
Помимо работы в огороде, ребята активно помогают взрослым в ремонте своих групп, что способствует развитию чувства ответственности за то или иное дело, дает возможность практически реализовать возможности каждого ребенка, определяется его роль в группе.
В этом виде трудовой деятельности дети учатся создавать уют, у них формируется эстетический вкус, чувство формы, цвета, материала. В процессе ремонтных работ я учу ребят добиваться не только и не столько количественных показателей в труде, а качественной работы, эстетической привлекательности ее результатов. Для этого я использую в трудовой деятельности элементы игры, помогаю раскрыть её смысл, перспективы и социальную значимость, создаю обстановку доброжелательного общения. (фотоотчет - диск)
Коллективный труд в нашей группе занимает большое место. Совместно с ребятами я работаю над созданием, а затем и реализацией таких проектов как «Мой дом», «Эстетика быта», «Огород, мой огород», выпускаем коллективные газеты. (проекты, фотоотчет - диск)
В рамках проекта «Пока мы помним…», основной целью которого являлось обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войне через различные виды деятельности, мы с ребятами оказывали посильную помощь ветеранам, занимались уборкой захоронений ветеранов, приглашали их в гости, где проводили совместные чаепития с разговорами по душам, несли почетный караул у монумента славы. (Приложение 6)
Прежде всего, труд воспитанников детского дома должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями. (Приложение 7)
В детском доме есть все условия для успешных занятий разными видами деятельности: хорошо оборудованный всем необходимым большой и уютный комплекс «Хозяюшка», где дети учатся основам приготовления пищи, берут уроки кройки и шитья; столярная мастерская, в которой мальчики изучают и применяют на практике навыки столярного, слесарного дела; цветочно-декоративные участки, где мы выращиваем цветы, спортивная площадка и тренажерный зал, где ребята совершенствуют свои спортивные умения; уютный музыкальный зал, в котором дети раскрывают свои таланты; компьютерный класс, бассейн. (Приложение 8)
Разнообразие трудовой деятельности в нашем детском доме помогает профессиональному самоопределению ребят, знакомит с профессиями (агроном, овощевод, садовод, тракторист, маляр, дизайнер, швея, повар-кондитер, хореограф, ветеринар и др., дает профессиональные знания, которые в дальнейшем помогут социально адаптироваться и выбрать профессию. (Приложение 9)
Большое внимание уделяю основному труду детей – учёбе. Стараюсь через индивидуальные беседы, убеждения, пример старших воспитанников донести до детей всю значимость и важность знаний, получаемых в школе. Ориентирую детей на дальнейшее обучение. Объясняю, что иметь хорошую профессию, работу, а, следовательно, материальную независимость можно, только прикладывая больше усилия в учёбе. (Приложение10)
Тесно сотрудничаю со школой : провожаю детей в школу, контролирую посещаемость учебных занятий, успеваемость детей через общение с учителями-предметниками и классными руководителями, посещаю родительские собрания, оказываю посильную помощь в организации и проведении различного рода мероприятий. (Приложение 11)
Есть в моей группе и дети, пограничные с 8 видом, а также 2 ребенка, находящиеся на индивидуальном обучении. Таким ребятам учеба дается с большим трудом, поэтому не всегда можно отследить положительную динамику. Даже самым незначительным успехам мы радуемся вместе. (Приложение 12)
Умение трудиться имеет большой отклик даже тогда, когда наши дети отдыхают в летних лагерях. Ребята привозят грамоты, принимают активное участие в жизни лагеря. (фотоотчет - диск)
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что воспитание детей- сирот - это необыкновенно сложная задача. Я стараюсь, вырастить их смелыми, предприимчивыми, успешными. (Приложение 13)
Я считаю, что полученные нашими детьми навыки и умения за время пребывания в детском доме помогли добиться в жизни больших высот. Например: Таня Кунгурцева закончила ПУ №59 г. Новосибирска (художник-оформитель), после чего поступила в НГПУ, который также закончила; Витя Шарыгин закончил Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, затем поступил в СГУПС заочно, учится и работает по специальности; Титова Надя закончила НГАУ факультет пищевой промышленности, вышла замуж, живет в г. Новосибирске; Скрипаченко Женя закончил ПУ №47 г. Бердска по специальности радиомеханик, живет и работает в г. Бердск; Зиновьева Маша закончила НГАУ факультет зооинженерии, поступила в магистратуру.
Результатами своей работы считаю:
у детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей;
у детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно- полезные мотивы собственной деятельности, желание трудиться, сформулировано умение выполнять свои обязанности. Дети овладели трудовыми навыками при сельскохозяйственной работе, ремонте и др. ;
дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходят при необходимости на помощь.
Своё профессиональное мастерство повышаю на курсах при НИПК и ПРО «Оптимизация межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе» в 2014 г. Свои разработки и конспекты мероприятий публикую на сайте https://www. proshkolu. ru.
Делюсь опытом на районных МО воспитателей детских домов. (Приложение – диск)
Принимала участие в районном семинаре «Особенности и методы формирования коммуникативных навыков в различных жизненных сферах». (Приложение 14)
Выступаю на МО педагогов детского дома (Приложение – выписка из протокола)
Провожу и посещаю открытые мероприятия своих коллег (Приложение – педагогический анализ мероприятия)
принимаю участие в обсуждениях на форумах педагогов: http//pedsovet.su/ load. Использую методическую литературу: Л. М Шипицина «Психология детей – сирот; А. К Майорова «Социализация и образование социальных сирот. И. Б Назонова «Возможности и условия адаптации сирот». Журналы «Воспитание школьника», «Педсовет», «Детский дом».
Конечно же, все эти результаты - это еще и итог работы других специалистов нашего детского дома (теперь МКУ ЦССУ «Дорогинский»). Это участие и заинтересованность администрации, работа педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога и всех тех, кто не равнодушен к судьбе наших ребят, тех, кто отдает свое сердце детям.
Используемая литература:
Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1980.
Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова // Социальная педагогика. - 2004.
Гладкая, В. В. Подготовка учащихся младших классов школ-интернатов к бытовому труду / В. В. Гладкая //Дефектология. - 1998.
Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома / А. Гусев // Учитель. - 2003.
Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л. М. Шипициной. - СПб., 2003.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб., 2000.
Кандрат, Е. Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением / Е. Н. Кандрат. // Педагогика. - 2004.
Каргина, М. Проблема социализации подростка : [Социальная педагогика] / М. Каргина // Воспитание школьников. - 2003.
Маллер, А. Р. Социальное воспитание и воспитание детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А. Р. Малер. - М., 2000.
Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов / В. С. Мухина. - М. : Академия, 1999.
Павлова, Ж. П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж. П. Павлова// Дефектология. - 1987.
Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. - М., 1997.
Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.
Суханова, К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К. Ю. Суханова //Коррекционная педагогика. - 2003.
Уханова, Т. О социальном воспитании детей : [Из опыта работы социального педагога] / Т. Уханова // Социальное обеспечение. - 2004.
Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1982.
Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева. – М. ,2001.
Шинкаренко, В. А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей : методические материалы в помощь педагогам