Наталья Помелухо
Самоанализ работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ (годовой отчет) группы раннего возраста
Группа раннего возраста «Смешарики». Списочный состав группы 26 человек.
Я, Помелухо Наталья Анатольевна, работаю в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17»г. Новозыбкова воспитателем в группе детей раннего возраста. Стаж работы 24 года. В 2015 г. присвоена первая квалификационная категория.
Публикация «Самоанализ работы воспитателя» размещена в разделах
В детском саду созданы условия, для развития дошкольников в соответствии с их различиями, склонностями, способностями и интересами, способствующими формированию компетенций, которые обеспечивают им успешность сегодня и будущем. Образовательная деятельность в нашем детском саду осуществляется в соответствии с ФГОС ДО
Дети раннего возраста отличаются от старших детей импульсивностью, зависимостью чувств и желаний от ситуации в данный момент, неосознанностью мотивов. В этом возрасте начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и пола, чувства гордости, стыда. Но, не смотря на такие важные изменения, маленький ребенок всецело зависит от окружающих его взрослых и важно, чтобы в этот непростой период (и для ребенка и для родителей) ребенок чувствовал поддержку, ласку, доброту.
В работе с детьми раннего возраста я использую программу развития от рождения до школы по фгос. Это помогает мне правильно организовать занятия и самостоятельную деятельность детей, периоды бодрствования и отдыха.
Во время приема детей стараюсь создать в группе радостное настроение, положительный настрой, чтобы детки, приходящие в группу не чувствовали себя некомфортно.
Самым главным в своей работе считаю задачу сохранения и укрепления здоровья детей, воспитанию культурно-гигиенических навыков самообслуживания. Основа нормального развития и правильного воспитания - режим. В результате соблюдения режима в нашей группе у детей бодрое настроение.
НОД проводится в игровой форме, по подгруппам, что дает возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам развивающих заданий. Прежде чем ребенок начнет активно участвовать во всех видах деятельности в детском саду, необходимо, чтобы он успешно прошел адаптационный период. Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к новому окружению, но и выработка социально-коммуникативных умений и навыков. При попадании в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста могут наблюдаться различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ.
Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации я считаю, что важнейшими условиями являются:
-доброе отношение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку;
- эмоциональная поддержка со стороны родителей;
-единые требования в семье и в детском саду к соблюдению распорядка дня;
-тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья;
- правильная организация детских видов деятельности.
Для уменьшения стрессовые реакции детей, я использую такие формы организации детской деятельности, которые знакомы им из личного опыта: подвижные игры с любимыми персонажами детей, игровые упражнения, совместная игра с воспитателем или со сверстниками, экспериментирование с песком и водой.
Целью своей работы я считаю сведение к минимуму проявления у детей опасных симптомов тяжёлой степени адаптации и создание в группе оптимальных условий для формирования положительного отношения к детскому саду, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы адаптация детей к условиям дошкольного учреждения прошла успешно, я тесно взаимодействую родителями моих воспитанников :
- организован рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт (дети пребывают в группе сначала по два часа, затем время пребывания увеличивается);
- с помощью игрушек осуществляется знакомство детей с группой и режимом дня (яркие, красочные картинки помогают детям быстрее запомнить кабинки, горшки, кроватки.)
- формируется у детей привычку к чистоте и аккуратности, прививаются простейшие навыки самообслуживания;
- закладывается основа доброжелательного отношения детей друг к другу (пожалеть друг друга, помочь друг другу).
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближения детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений, я разработала картотеку игр.
Для успешной адаптации и полноценного развития детей в группе мною созданы развивающие центры
С первых дней поступления детей в детский сад я начинаю работу по формированию у них навыков пользования индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой, горшком, мытье рук с мылом после туалета и перед едой. Уже через 2-3 месяца каждый ребенок знает, где висит его полотенце, где находится его горшок, с моей помощью моет руки с мылом и насухо вытирает их полотенцем. Во время еды стараюсь прививать детям навыки аккуратности, умение держать правильно ложку в руке. При раздевании малыши учатся с моей помощью снимать одежду, обувь, а позже и правильно одеваться. Для закрепления культурно-гигиенических навыков использую игровые приемы: «Помоем ручки Зайке», «Наденем кукле Маше туфельки» и т. д., а также художественное слово: потешки, стишки, прибаутки, сказки т. п.
При подготовке детей к прогулке, напоминаю им о том, как важна последовательность при одевании одежды, все это закрепляется с детьми каждый день.
Важным фактором сохранения здоровья каждого ребенка считаю двигательную активность. В течение года проводила закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздуха, воды, солнца, учитывая при этом здоровье детей: Ежедневная утренняя гимнастика; Бодрящая гимнастика после сна; Регулярное проветривание помещений, сон с открытыми фрамугами в летнее время; Своевременная и правильная организация прогулок; Физкультурные занятия и хождения по ребристой доске; Проведение физкультминуток во время занятий; Умывание в течение дня прохладной водой: Подвижные игры и физические упражнения в группе и на улице; Соблюдение режима в детском саду и дома. Для развития движений в группе достаточное количество учебного материала: мячи, кегли, обручи, мешочки для метания, скамейка для ходьбы, кольцебросы, шары, кубики, игрушечные вожжи. Также дети очень любят подвижные игры: «Пузырь», «Игра с Мишкой», «Лиса и зайки», «Прятки», «Васька кот», «Снежинки», «Мой веселый звонкий мяч». С помощью общеукрепляющих упражнений и подвижных игр я закрепляю у детей навыки ходьбы, бег, ползание, метание, прыжки. Много работаю по закреплению двигательных навыков индивидуально, т. к. у многих детей здесь возникают затруднения при выполнении некоторых упражнений. Индивидуальная работа с детьми способствует лучшему усвоению ими двигательных навыков. К концу года малыши бегают и ходят, не мешая друг другу и не натыкаясь на мебель, выполняют прыжки и действия с мячами, шарами.
Для развития речи детей раннего возраста я стараюсь подбирать дидактический материал, помогающий мне развивать у детей понимание речи, расширять словарный запас и активизировать речь. Также пользуюсь методом комментирования всех своих действий в течение дня при выполнении всех режимных моментов (умывание, прогулка, прием пищи, участвую в самостоятельной деятельности детей, направляя ход игры.
Большим подспорьем в работе над развитием речи считаю художественную литературу. Потешки, сказки, песенки, стишки помогают приучать детей слушать внимательно, прививать любовь к художественной литературе, народному творчеству. Детям очень нравятся мини-спектакли, показы сказок на фланелеграфе, работа с картинками.
Результаты работы бывают часто непредсказуемы. Большинство детей к концу года начинают общаться друг с другом, с взрослыми. Есть дети, которые решаются общаться со мной только на индивидуальных занятиях, когда взрослому и ребенку никто не мешает.
К сожалению, в группе есть дети, которые к концу года показывают низкий уровень развития речи, не понимают, что от них хотят взрослые и их друзья. По результатам диагностики: Понимание речи у 2 детей нет, т. к. дети еще очень маленькие. Активная речь не развита у 6 детей т. к. дети говорят невнятно, т. е. съедают слова. Для решения этих проблем с этими детьми проводятся игры и упражнения, способствующие развитию речи. Родителям были также даны консультации. Немаловажную роль здесь, по-моему, играет воспитание ребенка в семье : родители мало общаются с малышом, мало читают. Считаю своей неудачей, когда к концу учебного года не удается ребенка «разговорить». Пытаюсь восполнять необходимость ребенка в общении, занимаюсь индивидуально.
В течение года обучала детей изобразительной деятельности. Учила рисовать карандашами, мелками, фломастерами, красками. Дети учились правильно держать карандаши, кисточки. Приучала их к аккуратному обращению с материалами. Дети учились рисовать разные линии (дорожки, ленточки, ручейки и т. д.) простые композиции. Также дети учились раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, матрешка и т. д.) сплющивали комочек между ладонями, делали углубления в середине (грибок, тарелочка). Старалась развивать у детей эстетическое восприятие окружающих предметов, учили различать цвета карандашей, фломастеров, красок и правильно называть их. Дети всегда радуются своим рисункам, особенно когда они рисуют пальчиками, и когда родители приходили за ними, то их сразу же вели к стенду рисунков и показывали свои работы.
Сенсорный опыт детей обогащаю с помощью игрушек, дидактических игр, строительного материала. Стараюсь, чтобы игровой и учебный материал был ярким, приятным на ощупь и безопасным для здоровья детей. В работе использую материалы, которые помогают узнавать и называть форму, величину, цвет предметов. Для занятий со строительным материалом в группе имеется несколько видов конструктора: деревянный, пластмассовый, мелкий и крупный.
При конструировании учу детей возводить несложные постройки, развиваю умение обыгрывать постройки с помощью игрушек, изображающих людей, животных, сказочных героев. Учу детей играть с постройкой и чтобы вызвать у них интерес к конструктивным играм, предлагаю различные игровые персонажи («Построй мостик для Матрешки», «Построй домик для Зайки»). К концу года дети собирают несложные постройки, умеют собирать пирамидки из двух колец, подбирать крышечки, собирать матрешки, разрезные картинки. А также различать и называть форму (шарик, кубик, величину (большой, маленький, цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Действуют с моделями, которые имеют различные фигурные отверстия.
Игра – основной вид деятельности детей раннего возраста. Для игры детей я подбираю в группу игровой материал, удовлетворяющий потребность детей в движении и в спокойных играх: самокаты, велосипеды, коляски, каталки, оборудован кукольный уголок, где дети могут отображать в игре знакомые действия (гладить белье, укладывать кукол спать, кормить их и купать).
Для проведения прогулок наш участок оборудован необходимыми постройками (скамейками, домиком, качелями, песочницей, много игрушек для игр с песком, снегом.
Занятия проводятся 2 раза в день, продолжительностью 10 минут. На занятиях стараюсь приучать детей слушать взрослого, подражать его словам и движениям, выполнять задания. Занятия стараюсь проводить в игровой форме, чтобы детям было интересно.
В группе в течении всего дня стараюсь поддерживать положительно – эмоциональное состояние у детей, для того, чтобы малыши чувствовали себя в группе спокойно, комфортно, были бодрыми и веселыми. Стараюсь воспитывать у детей доброжелательность, дружелюбное отношение друг к другу и к взрослым.
В работе с родителями одной из важных задач являлась адаптация детей и для того чтобы адаптационный период прошел без лишних потрясений, проводила консультации с родителями и поддерживала их, старалась успокоить и объяснить, что адаптация проходит по разному, надо лишь набраться терпения и помогать малышу входить в жизнь детского сада. каждый день рассказывала родителям о том, как их малыши провели время: как ели, как спали, во что играли.
Предлагаю маме и папе ответить на вопросы анкеты, которая составлена специально для того, чтобы воспитателю было легче общаться с воспитанником.
В течение учебного года стараюсь информировать родителей о поведении ребенка в группе, о его успехах, достижениях на разных этапах развития. Также провожу родительские собрания, беседы, консультации, печатаю материал на доску для родителей, ширмы.
Привлекаю родителей к участию в жизни группы: мамы и папы занимаются подготовкой участка (весенняя и осенняя уборки, покраска к летнему сезону, посадка цветов, ремонт игрушек, участвуют в выставках.
Также знакомлю родителей с проблемами детей, если такие появляются, т. к. считаю, что проблемы решать должны родители и воспитатели сообща, чтобы не было разногласий в требованиях, предъявляемых к ребенку.
При работе с родителями пытаюсь быть тактичной, вежливой, корректной. Родители всегда прислушиваются к моим замечаниям, стараются помогать, вникают в проблемы группы.
Результат своей деятельности я, прежде всего, вижу в том, что дети успешно адаптировались к детскому саду и они с удовольствием приходят в детский сад. К концу пребывания в группе раннего возраста у детей сформировались элементарные культурно-гигиенические навыки, навыки элементарного самообслуживания; совершенствовались двигательные умения; дети с удовольствием вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
Родители с удовольствием участвуют в жизни группы и детского сада.
.