Получи документы

Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг

Татьяна Щербинина
Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов всех участников образовательных отношений, включая изучение образовательных потребностей обучающихся и их индивидуальных особенностей.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью общего образования.

Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг» размещена в разделах

Согласно статье 5 закона «Об образовании в Российской Федерации» организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения.

Основной целью образовательного учреждения является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

В 2013 году в МБДОУ № 2 впервые начала функционировать группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-го года жизни. Основной контингент группы составляли дети с общим недоразвитием речи I, II уровней речевого развития (в соответствии с заключениями ТПМПК).

Количественный и качественный анализ результатов мониторинга на начальном этапе коррекционной работы в данной группе показал, что низкий уровень развития всех компонентов речевой системы имеют более 90% детей в возрасте четырех лет.

Комплексный характер речевых нарушений в сочетании с эмоционально-волевыми и психологическими особенностями создает дополнительные сложности для качественного освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования. Поиск новых форм, инновационных технологий, средств по повышению эффективности и качества логопедического сопровождения становится приоритетной задачей на современном этапе.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью применения современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе, являющихся одним из условий успешного освоения детьми программы, и недостаточностью инновационных разработок в области развития речи детей с I и II уровнями речевого развития.

Тема моей работы в межаттестационный период: «Система логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 4 – 7 лет».

Цель: создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи через использование современных образовательных технологий.

Задачи:

- разработать и внедрить в образовательную деятельность рабочую программу по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста;

- создать педагогические условия для познавательно-речевого и коммуникативного развития детей через организацию речевого центра;

- способствовать повышению педагогической компетентности педагогов, родителей по вопросам обучения и воспитания детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Цель аналитического отчета : всесторонний анализ и оценка результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период.

В межаттестационный период (2013 – 2016 гг.) мною была обследована группа детей 5-го года, четверо детей имели I уровень речевого развития, пятеро – II уровень, трое детей – III уровень, осложненный дизартрией. Для организации исследования состояния языковых и речевых средств использовались следующие методики: Стребелева Елена Антоновна «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», Галина Анатольевна Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи». В промежуточной диагностике применяю речевое интерактивное экспресс-обследование детей «ЛогоБлиц» (развивающий портал Мерсибо) – программа для проведения речевой диагностики детей от 4 до 7 лет с фиксацией результатов в электронном виде.

Анализ результатов обследования детей с речевыми нарушениями в начале коррекционного обучения позволил выявить и обобщить количественные и качественные недостатки в развитии речи. Для оценки выполнения заданий была использована бально-уровневая система. Результаты выполнения всех заданий фиксировались и подвергались анализу.

I уровень речевого развития:

Пассивный словарь шире активного

Понимание речи вне ситуации ограничено

В активном словаре лепетные слова, звукоподражания, звуковые комплексы

Фраза отсутствует, наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение

Фонематические процессы в стадии формирования, неточное воспроизведение слоговых рядов с сохранными звуками, звуковой анализ недоступен

II уровень речевого развития:

Пассивный словарь шире активного

Понимание речи в пределах обиходно-бытовой тематики

Активный словарь значительно отстает от возрастной нормы, ограниченные возможности использования словаря действий, признаков

Встречаются отдельные попытки словоизменения, формируется аграмматичная фраза из 2 – 3 слов

Полиморфное нарушение звукопроизношения (16 – 20 звуков)

Правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных

Воспроизводят слоговые ряды с сохранными звуками после неоднократного повторения логопедом

III уровень речевого развития:

Пассивный и активный словарный запас снижен.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

Сформирована простая распространенная фраза, наблюдается большое количество ошибок при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; способы словообразования почти не используются

Формируется звуковой анализ

Сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова

Нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение причинно-следственных связей

Вся коррекционно-развивающая работа в логопедической группе построена на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Опираясь на фундаментальные исследования выдающихся педагогов, логопедов Надежды Сергеевны Жуковой, Елены Михайловны Мастюковой, Татьяны Борисовны Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также изучив опыт логопедов-новаторов (прошла обучение на вебинарах) Т. А. Ткаченко, Ольги Игоревны Крупенчук, Е. Краузе, Т. А. Воробьевой, С. Е. Большаковой, разработала систему коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 4 – 7 лет.

Система включает в себя:

- разработку и внедрение рабочей программы;

- создание предметно-развивающей среды;

- использование здоровьесберегающих компонентов;

- организация единого коррекционно-образовательного пространства.

В рабочей программе изложен материал по развитию и коррекции речи детей 4 - 7 лет с общим недоразвитием речи (I, II, III уровни речевого развития). Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об Образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.

Цель программы : построение системы, обеспечивающей коррекцию речевых нарушений, совершенствование познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

В работе с детьми I, II уровней речевого развития использую авторские технологии: Т. А. Ткаченко «Универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми», Созонова Н. Н., Куцина Е. В. «Читать раньше, чем говорить».

Система Т. А. Ткаченко основана на фундаментальных положениях выдающихся педагогов:

Р. Е. Левина. При анализе картины речевого нарушения важны два вопроса:

- каково первичное нарушение

- каковы компенсаторные возможности (зона ближайшего развития).

Н. Н. Трауготт. При коррекции нарушений важно ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: развитие смысловой стороны речи всегда опережает развитие произносительной.

Д. Б. Эльконин. Развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, т. к. фонематический слух выступает в качестве основного ориентира, он руководит артикуляцией.

А. Р. Лурия. Нормативное звукопроизношение у ребенка только на базе фразовой речи.

Программа пускового этапа формирования речи

включает в себя три блока:

1. Активизация неречевых процессов, тесно связанных с речью (познавательное развитие, пальчиковая моторика).

2. Формирование смысловой стороны речи (лексика, грамматика).

3. Формирование звуковой стороны речи (фонетика).

Ступени первого блока:

А. Развитие зрительных внимания, восприятия, памяти.

Б. Игры и упражнения на развитие мышления.

В. Пальчиковая гимнастика.

Содержание второго блока:

А. Пополнение и уточнение пассивного словаря.

Б. Активизация речевого общения. Переводим словарь из пассива в актив.

В. Формирование элементарных грамматических представлений (параллельно с расширением словаря).

Ступени третьего блока:

А. Развитие слухового внимания и памяти (дофонемная работа).

Б. Развитие элементарного фонематического восприятия.

В. Воспроизведение слов и фраз, доступных по звуковому составу.

Приемы работы подробно представлены в приложении 8

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими III уровень речевого развития, включает два больших блока:

А. Развитие фонетической стороны речи, фонематических процессов; подготовка к обучению грамоте.

Б. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

В коррекционно-развивающей работе по развитию произносительной стороны речи использую технологии: Е. Краузе «Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений», Т. А. Ткаченко «Система формирования необратимо правильного звукопроизношения», а также опыт Е. М. Косиновой «Коррекционная работа по преодолению ОНР».

Процесс формирования звукопроизношения традиционно делится на три этапа: подготовительный, вызывание (постановка) звука, автоматизация звука.

На подготовительном этапе коррекции дефектов звукопроизношения необходимо формирование трех видов готовности к вызыванию нормативного звука речи: психологической – фонематической – артикуляционной.

Опираясь на труды педагогов В. П. Глухова, О. Крупенчук, В. Коноваленко и обобщив собственный опыт, определила основные направления коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III уровня.

Календарно-тематическое планирование занятий составляется с учетом комплексно-тематического принципа, т. е. вся образовательная деятельность подчинена лексической теме.

Экспрессивная речь детей с общим недоразвитием речи служит средством общения лишь в особых условиях. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, что обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Таким образом, возникает необходимость создания развивающей среды, обеспечивающей возможности для позитивной социализации, речевого и личностного развития каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Организация развивающей игровой среды предполагает зонирование пространства группового помещения. Всё оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах», принципом отбора которых выступает полнота различных видов детской деятельности.

В логопедической группе созданы центры для сюжетно-ролевых, строительных игр, исследовательской, творческой деятельности, а также уголок любимых книг и уголок уединения. Виды центров в течение года изменяются в зависимости от интересов и потребностей детей, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости.

Одним из средств взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя является речевой центр. Зона речевого развития соответствует общему оформлению группы и наполнена дидактическими пособиями, наглядным материалом. Содержание речевого уголка включает:

- зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики;

- пособия для выработки направленной воздушной струи;

- шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты для развития фонематического слуха; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка;

- мелкие игрушки, предметные, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, логопедическое лото;

- сухой бассейн, камешки Марблс, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры-шнуровки для развития мелкой моторики;

- сюжетные картинки, мнемотаблицы, иллюстрации для развития связной речи.

Совместная деятельность с педагогом и сверстниками в речевом центре позволяет ребенку закреплять речевые навыки не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие активности и самостоятельности, формирует чувство защищенности.

Реализация педагогами технологии развивающих игр способствует развитию у детей дошкольного возраста воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, а также обогащают словарный запас прилагательными (красный, синий, круглый, треугольный, квадратный).

Эффективным средством интеллектуального развития дошкольников с ТНР является технология ТИКО-моделирования, реализация которой может происходить во всех образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;

- на занятиях обучения грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика развиваю фонематическое восприятие, навыки словообразования, формирую звуковой анализ;

Опыт использования компьютерных программ («Учимся говорить правильно» Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, игры портала Мерсибо, сайт Логозаврия и т. д.) показал, что применение информационных технологий в коррекционно-развивающей работе повышает интерес детей к логопедическим занятиям, ускоряет процесс закрепления речевых навыков, способствует развитию познавательных способностей.

Одна из характеристик возможных достижений Стандартом определена так - «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Развитию этих качеств, по-нашему мнению, в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных образовательных технологий. В ходе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности, формируются все компоненты речевой системы, а также коммуникативные навыки, так необходимые для успешной адаптации к школьному обучению.

Следующее приоритетное направление - организация единого коррекционно-образовательного пространства, т. е. расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов и родителей в целях преодоления речевого недоразвития. Отработанные мною на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем на коррекционных часах и во всех режимных моментах.

Во взаимодействии с родителями воспитанников возникало немало проблем. Анализ анкет в начале коррекционного обучения свидетельствовал о том, что родители в полной мере не осознают тяжести речевого нарушения. Учитывая все эти особенности, нами был разработан План взаимодействия педагогов группы и семьи, который предполагает активные формы совместной работы:

«круглые столы»;

• совместное выполнение домашних заданий под руководством логопеда;

• совместная непосредственно-образовательная деятельность детей, педагогов и родителей;

• индивидуальные консультации;

• издательская деятельность (выпуск информационных буклетов, папок передвижек, стенгазет).

К концу обучения мы отметили возросший интерес родителей к проблемам своих детей. Они стали больше интересоваться их успехами, задавать вопросы по обучению и воспитанию, активно участвовать во всех мероприятиях детского сада и группы.

На протяжении уже многих лет мы работаем в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, педагогом-психологом. Совместно планируем индивидуально-подгрупповую работу для решения следующих задач:

- укрепление дыхательной мускулатуры;

- развитие двигательной активности, чувства ритма, пространственной ориентации, познавательных способностей.

В совместной работе с инструктором по физическому воспитанию используем пособие Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Мяч и речь». Игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

По давней традиции итогом работы педагогов являются Праздники правильной речи. Мы стараемся проводить эти праздники в самых разнообразных формах: театрализованные представления по сказкам, путешествия, развлечения с приобщением детей к истокам народной культуры, а также торжественные мероприятия, посвященные великому празднику – Дню Победы.

К концу коррекционного обучения, в результате освоения программы все дети овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения, владеют навыками диалогической и монологической речи.

Результаты итоговой диагностики в конце коррекционного обучения свидетельствуют о том, что у 100% выпускников (14 детей) прослеживается стабильная положительная динамика речевого развития: у 57,2% (8 детей) отмечается высокая положительная динамика развития всех компонентов речевой системы, т. е. речь соответствует языковым нормам, у 42,8% (6 детей) - значительная положительная динамика.

Использование современных образовательных технологий в педагогической практике способствовало активности и результативности участия воспитанников в различных конкурсах:

2014 год, Муниципальный этап IX Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», проект «Удивительный мир звуков», III место;

2016 год, Муниципальный этап X Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», проект «Пословица недаром молвится», I место;

2017 год, Всероссийский интернет-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пластилиновые чудеса», «Я леплю из пластилина», диплом лауреата I степени https://newgi.ru.

Также положительным результатом работы является участие детей в открытых городских мероприятиях:

2015 год, открытое мероприятие, посвященное 70-летию победы в ВОВ, Праздник правильной речи «Есть в памяти у каждого мгновения войны»;

2016 год, Праздник правильной речи, музыкально-литературный спектакль «Новые приключения Буратино».

2017 год, Фестиваль «Радуга надежды», номинация «Театрализованное представление», I место.

Список литературы

1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. – СПб. : «Детство-пресс», 2005.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : АРКТИ, 2004.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Методическое пособие. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004.

6. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2010.

8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. : Детство-пресс, 2000.

9. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Публикации по теме:

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения.

Портфолио профессиональной деятельности Моё педагогическое кредо: «Живи, учись, не стой на месте». «Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя ФИО педагога Лесникова Елена Владимировна Место работы МАДОУ д/с «Улыбка» Занимаемая должность воспитатель Отчетный год 2015-2017 учебный.

Самоанализ деятельности музыкального руководителя за 2017–2018 годСамоанализ деятельности музыкального руководителя за 2017–2018 год Работая в сельской местности, приходится часто сталкиваться с проблемой организации предметно-развивающей среды. Помещение нашего детского.

Самоанализ деятельности педагога во второй младшей группе за 2017–2018 учебный год Самоанализ деятельности педагога Клевцовой Г. И. группа «Буратино» (вторая младшая) за 2017-2018 учебный год. В 2017 году к нам в группу.

Самоанализ педагогической деятельности за 2017–2018 учебный год воспитателя общеобразовательной группы Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год воспитателя общеобразовательной группы «Буратино» Ивановой Анны Владимировны.

Самоанализ профессиональной деятельности Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 8 г. Липецка Вековищевой Анны Ивановны.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя В своей работе руководствуюсь основной общеобразовательной программой – образовательной.

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателей второй младшей группы "Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателей второй младшей группы". Авторы: Дильман К. М., Кругликова О. С. Кемерово,.

Самоанализ работы воспитателя младшей группы за 2017–2018 год Самоанализ воспитателя первой младшей группы № 2 за 2017-2018 год Бахаревой Маргариты Игоревны 1. Воспитательно-образовательный процесс.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 20:42
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербинина (УИ 298654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД