Татьяна Щербинина
Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов всех участников образовательных отношений, включая изучение образовательных потребностей обучающихся и их индивидуальных особенностей.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью общего образования.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности за 2014–2017 гг» размещена в разделах
Согласно статье 5 закона «Об образовании в Российской Федерации» организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения.
Основной целью образовательного учреждения является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
В 2013 году в МБДОУ № 2 впервые начала функционировать группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-го года жизни. Основной контингент группы составляли дети с общим недоразвитием речи I, II уровней речевого развития (в соответствии с заключениями ТПМПК).
Количественный и качественный анализ результатов мониторинга на начальном этапе коррекционной работы в данной группе показал, что низкий уровень развития всех компонентов речевой системы имеют более 90% детей в возрасте четырех лет.
Комплексный характер речевых нарушений в сочетании с эмоционально-волевыми и психологическими особенностями создает дополнительные сложности для качественного освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования. Поиск новых форм, инновационных технологий, средств по повышению эффективности и качества логопедического сопровождения становится приоритетной задачей на современном этапе.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью применения современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем процессе, являющихся одним из условий успешного освоения детьми программы, и недостаточностью инновационных разработок в области развития речи детей с I и II уровнями речевого развития.
Тема моей работы в межаттестационный период: «Система логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 4 – 7 лет».
Цель: создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи через использование современных образовательных технологий.
Задачи:
- разработать и внедрить в образовательную деятельность рабочую программу по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста;
- создать педагогические условия для познавательно-речевого и коммуникативного развития детей через организацию речевого центра;
- способствовать повышению педагогической компетентности педагогов, родителей по вопросам обучения и воспитания детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Цель аналитического отчета : всесторонний анализ и оценка результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период.
В межаттестационный период (2013 – 2016 гг.) мною была обследована группа детей 5-го года, четверо детей имели I уровень речевого развития, пятеро – II уровень, трое детей – III уровень, осложненный дизартрией. Для организации исследования состояния языковых и речевых средств использовались следующие методики: Стребелева Елена Антоновна «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», Галина Анатольевна Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи». В промежуточной диагностике применяю речевое интерактивное экспресс-обследование детей «ЛогоБлиц» (развивающий портал Мерсибо) – программа для проведения речевой диагностики детей от 4 до 7 лет с фиксацией результатов в электронном виде.
Анализ результатов обследования детей с речевыми нарушениями в начале коррекционного обучения позволил выявить и обобщить количественные и качественные недостатки в развитии речи. Для оценки выполнения заданий была использована бально-уровневая система. Результаты выполнения всех заданий фиксировались и подвергались анализу.
I уровень речевого развития:
Пассивный словарь шире активного
Понимание речи вне ситуации ограничено
В активном словаре лепетные слова, звукоподражания, звуковые комплексы
Фраза отсутствует, наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение
Фонематические процессы в стадии формирования, неточное воспроизведение слоговых рядов с сохранными звуками, звуковой анализ недоступен
II уровень речевого развития:
Пассивный словарь шире активного
Понимание речи в пределах обиходно-бытовой тематики
Активный словарь значительно отстает от возрастной нормы, ограниченные возможности использования словаря действий, признаков
Встречаются отдельные попытки словоизменения, формируется аграмматичная фраза из 2 – 3 слов
Полиморфное нарушение звукопроизношения (16 – 20 звуков)
Правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных
Воспроизводят слоговые ряды с сохранными звуками после неоднократного повторения логопедом
III уровень речевого развития:
Пассивный и активный словарный запас снижен.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
Сформирована простая распространенная фраза, наблюдается большое количество ошибок при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; способы словообразования почти не используются
Формируется звуковой анализ
Сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова
Нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение причинно-следственных связей
Вся коррекционно-развивающая работа в логопедической группе построена на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Опираясь на фундаментальные исследования выдающихся педагогов, логопедов Надежды Сергеевны Жуковой, Елены Михайловны Мастюковой, Татьяны Борисовны Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также изучив опыт логопедов-новаторов (прошла обучение на вебинарах) Т. А. Ткаченко, Ольги Игоревны Крупенчук, Е. Краузе, Т. А. Воробьевой, С. Е. Большаковой, разработала систему коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 4 – 7 лет.
Система включает в себя:
- разработку и внедрение рабочей программы;
- создание предметно-развивающей среды;
- использование здоровьесберегающих компонентов;
- организация единого коррекционно-образовательного пространства.
В рабочей программе изложен материал по развитию и коррекции речи детей 4 - 7 лет с общим недоразвитием речи (I, II, III уровни речевого развития). Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об Образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
Цель программы : построение системы, обеспечивающей коррекцию речевых нарушений, совершенствование познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В работе с детьми I, II уровней речевого развития использую авторские технологии: Т. А. Ткаченко «Универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми», Созонова Н. Н., Куцина Е. В. «Читать раньше, чем говорить».
Система Т. А. Ткаченко основана на фундаментальных положениях выдающихся педагогов:
Р. Е. Левина. При анализе картины речевого нарушения важны два вопроса:
- каково первичное нарушение
- каковы компенсаторные возможности (зона ближайшего развития).
Н. Н. Трауготт. При коррекции нарушений важно ориентироваться на ключевые звенья онтогенеза: развитие смысловой стороны речи всегда опережает развитие произносительной.
Д. Б. Эльконин. Развитие фонематического слуха в норме всегда опережает правильное произношение звуков, т. к. фонематический слух выступает в качестве основного ориентира, он руководит артикуляцией.
А. Р. Лурия. Нормативное звукопроизношение у ребенка только на базе фразовой речи.
Программа пускового этапа формирования речи
включает в себя три блока:
1. Активизация неречевых процессов, тесно связанных с речью (познавательное развитие, пальчиковая моторика).
2. Формирование смысловой стороны речи (лексика, грамматика).
3. Формирование звуковой стороны речи (фонетика).
Ступени первого блока:
А. Развитие зрительных внимания, восприятия, памяти.
Б. Игры и упражнения на развитие мышления.
В. Пальчиковая гимнастика.
Содержание второго блока:
А. Пополнение и уточнение пассивного словаря.
Б. Активизация речевого общения. Переводим словарь из пассива в актив.
В. Формирование элементарных грамматических представлений (параллельно с расширением словаря).
Ступени третьего блока:
А. Развитие слухового внимания и памяти (дофонемная работа).
Б. Развитие элементарного фонематического восприятия.
В. Воспроизведение слов и фраз, доступных по звуковому составу.
Приемы работы подробно представлены в приложении 8
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими III уровень речевого развития, включает два больших блока:
А. Развитие фонетической стороны речи, фонематических процессов; подготовка к обучению грамоте.
Б. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
В коррекционно-развивающей работе по развитию произносительной стороны речи использую технологии: Е. Краузе «Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений», Т. А. Ткаченко «Система формирования необратимо правильного звукопроизношения», а также опыт Е. М. Косиновой «Коррекционная работа по преодолению ОНР».
Процесс формирования звукопроизношения традиционно делится на три этапа: подготовительный, вызывание (постановка) звука, автоматизация звука.
На подготовительном этапе коррекции дефектов звукопроизношения необходимо формирование трех видов готовности к вызыванию нормативного звука речи: психологической – фонематической – артикуляционной.
Опираясь на труды педагогов В. П. Глухова, О. Крупенчук, В. Коноваленко и обобщив собственный опыт, определила основные направления коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III уровня.
Календарно-тематическое планирование занятий составляется с учетом комплексно-тематического принципа, т. е. вся образовательная деятельность подчинена лексической теме.
Экспрессивная речь детей с общим недоразвитием речи служит средством общения лишь в особых условиях. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, что обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Таким образом, возникает необходимость создания развивающей среды, обеспечивающей возможности для позитивной социализации, речевого и личностного развития каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Организация развивающей игровой среды предполагает зонирование пространства группового помещения. Всё оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах», принципом отбора которых выступает полнота различных видов детской деятельности.
В логопедической группе созданы центры для сюжетно-ролевых, строительных игр, исследовательской, творческой деятельности, а также уголок любимых книг и уголок уединения. Виды центров в течение года изменяются в зависимости от интересов и потребностей детей, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости.
Одним из средств взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя является речевой центр. Зона речевого развития соответствует общему оформлению группы и наполнена дидактическими пособиями, наглядным материалом. Содержание речевого уголка включает:
- зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики;
- пособия для выработки направленной воздушной струи;
- шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты для развития фонематического слуха; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка;
- мелкие игрушки, предметные, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, логопедическое лото;
- сухой бассейн, камешки Марблс, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры-шнуровки для развития мелкой моторики;
- сюжетные картинки, мнемотаблицы, иллюстрации для развития связной речи.
Совместная деятельность с педагогом и сверстниками в речевом центре позволяет ребенку закреплять речевые навыки не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие активности и самостоятельности, формирует чувство защищенности.
Реализация педагогами технологии развивающих игр способствует развитию у детей дошкольного возраста воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, а также обогащают словарный запас прилагательными (красный, синий, круглый, треугольный, квадратный).
Эффективным средством интеллектуального развития дошкольников с ТНР является технология ТИКО-моделирования, реализация которой может происходить во всех образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
- на занятиях обучения грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика развиваю фонематическое восприятие, навыки словообразования, формирую звуковой анализ;
Опыт использования компьютерных программ («Учимся говорить правильно» Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, игры портала Мерсибо, сайт Логозаврия и т. д.) показал, что применение информационных технологий в коррекционно-развивающей работе повышает интерес детей к логопедическим занятиям, ускоряет процесс закрепления речевых навыков, способствует развитию познавательных способностей.
Одна из характеристик возможных достижений Стандартом определена так - «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Развитию этих качеств, по-нашему мнению, в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных образовательных технологий. В ходе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности, формируются все компоненты речевой системы, а также коммуникативные навыки, так необходимые для успешной адаптации к школьному обучению.
Следующее приоритетное направление - организация единого коррекционно-образовательного пространства, т. е. расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов и родителей в целях преодоления речевого недоразвития. Отработанные мною на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем на коррекционных часах и во всех режимных моментах.
Во взаимодействии с родителями воспитанников возникало немало проблем. Анализ анкет в начале коррекционного обучения свидетельствовал о том, что родители в полной мере не осознают тяжести речевого нарушения. Учитывая все эти особенности, нами был разработан План взаимодействия педагогов группы и семьи, который предполагает активные формы совместной работы:
• «круглые столы»;
• совместное выполнение домашних заданий под руководством логопеда;
• совместная непосредственно-образовательная деятельность детей, педагогов и родителей;
• индивидуальные консультации;
• издательская деятельность (выпуск информационных буклетов, папок передвижек, стенгазет).
К концу обучения мы отметили возросший интерес родителей к проблемам своих детей. Они стали больше интересоваться их успехами, задавать вопросы по обучению и воспитанию, активно участвовать во всех мероприятиях детского сада и группы.
На протяжении уже многих лет мы работаем в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, педагогом-психологом. Совместно планируем индивидуально-подгрупповую работу для решения следующих задач:
- укрепление дыхательной мускулатуры;
- развитие двигательной активности, чувства ритма, пространственной ориентации, познавательных способностей.
В совместной работе с инструктором по физическому воспитанию используем пособие Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Мяч и речь». Игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
По давней традиции итогом работы педагогов являются Праздники правильной речи. Мы стараемся проводить эти праздники в самых разнообразных формах: театрализованные представления по сказкам, путешествия, развлечения с приобщением детей к истокам народной культуры, а также торжественные мероприятия, посвященные великому празднику – Дню Победы.
К концу коррекционного обучения, в результате освоения программы все дети овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения, владеют навыками диалогической и монологической речи.
Результаты итоговой диагностики в конце коррекционного обучения свидетельствуют о том, что у 100% выпускников (14 детей) прослеживается стабильная положительная динамика речевого развития: у 57,2% (8 детей) отмечается высокая положительная динамика развития всех компонентов речевой системы, т. е. речь соответствует языковым нормам, у 42,8% (6 детей) - значительная положительная динамика.
Использование современных образовательных технологий в педагогической практике способствовало активности и результативности участия воспитанников в различных конкурсах:
2014 год, Муниципальный этап IX Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», проект «Удивительный мир звуков», III место;
2016 год, Муниципальный этап X Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь», проект «Пословица недаром молвится», I место;
2017 год, Всероссийский интернет-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пластилиновые чудеса», «Я леплю из пластилина», диплом лауреата I степени https://newgi.ru.
Также положительным результатом работы является участие детей в открытых городских мероприятиях:
2015 год, открытое мероприятие, посвященное 70-летию победы в ВОВ, Праздник правильной речи «Есть в памяти у каждого мгновения войны»;
2016 год, Праздник правильной речи, музыкально-литературный спектакль «Новые приключения Буратино».
2017 год, Фестиваль «Радуга надежды», номинация «Театрализованное представление», I место.
Список литературы
1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. – СПб. : «Детство-пресс», 2005.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : АРКТИ, 2004.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Методическое пособие. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004.
6. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2010.
8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. : Детство-пресс, 2000.
9. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.