Галина Парникова
Самоанализ профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы
В 2013 году администрация нашего дошкольного учреждения предложила мне занять должность старшего воспитателя. Продолжая использовать в своей работе метод проектов, обобщая свой опыт и обмениваясь им на методических мероприятиях разного уровня, сайтах, постоянно инициировала педагогов к использованию технологии проектирования. Тем более, время показало, что метод проектов можно использовать в сочетании с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, которая до настоящего момента успешно реализуется в нашем ДОУ.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ (часть III)» размещена в разделах
Постоянный поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.
В реализацию групповых проектов включаются и специалисты ДОУ: учитель-логопед, музыкальные руководители, хореограф, инструктор по физической культуре. Взаимодействие в педагогическом коллективе обеспечивает эффективную социализацию, принимающую сегодня особую актуальность.
За последние годы внедрения в ДОУ проектного метода апробировано, разработано и реализовано много проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности. Зачастую начальный план реализации во многом отличается от конечного результата. Это зависит как от профессионализма педагога, его умения вовлечь в активную деятельность детей, родителей и коллег, так и от материально-технических возможностей ДОУ. При анализе практического опыта дошкольного учреждения нами были выявлены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя. Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог. Многим педагогам была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того помощь была необходима и в нахождении этому применения в общей работе всего детского сада. Была проблема нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами, выводя на первый план сотрудничество и партнерство. Поэтому в начале внедрения технологии были проведены консультации "Метод проектов в дошкольном образовании", «Технология проектной деятельности в детском саду» с мастер-классом «Как составить «системную паутинку» проекта», семинар-практикум "Введение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс», на котором педагогам предлагалось составить «паутинки» по теме «Мой родной край» по разным возрастным группам. А также оформлен стенд «Проектная деятельность в детском саду». На опыте выяснилось, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
Педагоги постоянно обмениваются опытом работы в данном направлении, объединяются в творческие группы по возрастным группам, интересам. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей воспитатели выносят предложения по возможной корректировке проектов, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта (продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме, взять за основу тематического плана, включить конспекты совместной организованной деятельности, развлечений, праздников в уже имеющийся в ДОУ традиционный цикл мероприятий по какой-то теме и т. д.).
В работе с педагогами активно применяю инновационные формы методической деятельности: педагогические советы, консультации, коллективные просмотры занятий, индивидуальные беседы, смотры-конкурсы, деловые игры, круглые столы, КВН, работа творческих групп, семинары-практикумы. Из интересных методов, по результатам анкетирования педагогов, можно отметить синквейн, интерактивные игры, экспресс-опросы, мозговой штурм. Использование таких форм и методов помогло вызвать у педагогов позитивный настрой на методическую работу, стремление к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию (приложение № 7).
Можно отметить наиболее значимые результаты методической работы и проектной деятельности нашего ДОУ по организации профессионального взаимодействия педагогов:
- проектный метод реально изменяет, обогащает, развивает, оптимизирует функционирование образовательного учреждения, оказывает направляющее влияние на педагогический процесс;
- создаются условия для роста активности и инициативы педагогов, дошкольников и их родителей (у них появляется возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности);
- в ходе групповой работы происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов: воспитатели разных возрастных групп ищут общие подходы к созданию продукта своей методической деятельности (методики, технологии, конспекты занятий, пособия, дидактический материал, картотеки и др.);
- презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, в социуме и педагогическом сообществе разного уровня становится важным стимулом, способствует повышению их профессионально-личностного статуса.
Инициируя участие воспитанников во всероссийских дистанционных конкурсах различной направленности, предоставила возможность каждому участнику раскрыть свои способности, а педагогам – почувствовать уверенность в своей профессиональной компетентности.
В настоящее время опыт своей работы педагоги активно распространяют, публикуя их на сайте нашего ДОУ, а также других образовательных сайтах: "Маам. ru", «Детский сад «Семь Гномов», «Дошколёнок. ру» и др. Активно принимают участие в дистанционных конкурсах, организованных для педагогов на различных образовательных сайтах.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в детском саду, в том числе и посредством внедрения метода проектов, мы старались обеспечить достойный уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. По результатам мониторинга «Удовлетворенность родителями качеством дошкольного образования» можно отметить положительную динамику:
2013 год – 47,32 балла; 2014 год – 49,69 баллов (из максимальных 57 баллов, средний по району – 49,27 баллов). Родители часто делятся своими впечатлениями о проведенных мероприятиях в районной газете. А также пишут свои отзывы о работе ДОУ (приложение № 8).
Нельзя не сказать и о трудностях, которые возникают перед коллективом в процессе использования в воспитательно-образовательном процессе технологии проектирования. Это связано с использованием информационно-коммуникативных технологий – их катастрофически не хватает. Нет в детском саду и локальной системы сети Интернет, доступ к ней педагогов очень ограничен. Мало ноутбуков, мультимедийных установок, отсутствуют интерактивные доски, столы. Чтобы решить этот вопрос, администрация ДОУ в лице заведующей, заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, старшего воспитателя (автора этого самоанализа) в июне 2014 года разработали проект «Детский сад для дошколят» (http://rosinka.ord.edu54.ru/p31aa1.html), направленный на определение нашего учреждения инновационной площадкой. Одним из ожидаемых результатов проекта предполагается пополнение развивающей предметно-пространственной среды ИКТ-средствами.
Также согласно приказу Минобрнауки Новосибирской области от 04.04.2014 г. № 919 наш детский сад вошел в список дошкольных образовательных учреждений, планирующих переход на ФГОС ДО в «пилотном» режиме с 01.09.2014 г.
В настоящее время успешно проходит реализация разработанных мною проектов «Летние краски Росинки» (направлен на организацию работы в летний оздоровительный период и благоустройство территории ДОУ (http://rosinka.ord.edu54.ru/p15aa1.html), а также проект «Росинка ждет тебя, малыш!», который направлен на адаптацию вновь поступивших детей к условиям детского сада (http://rosinka.ord.edu54.ru/DswMedia/titlist.pptx).
Подводя итог, можно отметить, что организация управленческой деятельности по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности. И как следствие - улучшение качества образования и жизнедеятельности наших воспитанников, ради которых и затевают все инновационные преобразования. Не стоит забывать об этой самой главной цели нашей педагогической деятельности, которая нашла сегодня достойное решение.
Перспективными задачами считаю:
•совершенствование работы по проектной деятельности (создание картотеки «системных паутинок» по темам);
•сохранение и обогащение здоровьесберегающей среды в ДОУ;
•активная работа с педагогами по внедрению в воспитательно-образовательный процесс новых технологий и методик (игровые, информационно-коммуникативные технологии, опытно-экспериментальная деятельность, мнемотехника);
•создание условий для самореализации и творческого развития каждого ребенка, каждого педагога.
Перспективные задачи предполагаю решать через тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения.