Виктория Кожевникова
Самоанализ педагогической деятельности «Я–мастер своего дела» на тему: «Воспитание основ экологической культуры детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности «Я – мастер своего дела»
на тему : «Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста».
Проблема: немотивированное поведение детей по отношению к окружающему миру
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности „Я–мастер своего дела“ на тему: „Воспитание основ экологической культуры детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Цель: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой
Задачи(1) Условия и пути реализации задач(1.1.)
1. Повысить уровень педагогического мастерства по данной теме.
1.1. Просмотр открытых занятий(«Путешествие в живую природу», «Удивительный лес»);
1.2. Подбор и изучение методической литературы(«С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М. В. Лучич «Детям о природе», Л. В. Ковинько «Секреты природы- это так интересно», Т. А. Аверина «Экологическое воспитание дошкольников» и др. ; журналы «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ» и др. ;
2. Создать в группе предметно-развивающую среду. 2.1. Оформление уголков «Живой уголок», «Огород на подоконнике»;
2.2. Подбор дидактических игр(«Чьи следы?», «Угадай дерево по листу», «Угадай по описанию» и др. ;
2.3. Изготовление наглядно-демонстрационного материала (ежемесячный календарь погоды, познавательный журнал о животных разных континентов, стенгазета «Берегите лес, ежемесячная развивающая стенгазета «Солнышко» и др.);
3. Приобщить родителей к работе по воспитанию основ экологической культуры 3.1. Активное участие в оформлении уголка «Живой уголок»
3.2. Индивидуальные консультации(«Прогулки в природу», «В лес по грибы», «Зеленая аптека (о комнатных растениях);
3.3. Анкетирование(«Экологическое воспитание детей», «Часто ли Вы вместе с ребенком общаетесь с природой?»);
3.4. Тематические беседы(«Пусть цветут травы!», «Ядовитые растения»);
3.5. Выставка рисунков «Времена года», фотоконкурс «Моя семья на отдыхе»;
3.6. Круглый стол «Сбережем родную природу»;
3.7. Наглядная информация «Азбука поведения в лесу»
3.8. Родительское собрание «О воспитании любви к природе»
4. Определить уровень развития дошкольников. 6.1. Диагностический инструментарий
Предполагаемый результат.
Воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.»
Ф. Тютчев
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Формирование начал экологической культуры- это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования :
1. воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
2. формирование знаний о природе;
3. развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они- необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного отношения к миру.
2 этап. Подготовительный
Эту работу, углубленную и основательную, я начала с подбора литературы по данной проблеме. Ознакомилась с методическими пособиями: С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М. В. Лучич «Детям о природе», Л. В. Ковинько «Секреты природы- это так интересно», Т. А. Аверина «Экологическое воспитание дошкольников»; журналы: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в д/с», «Дошкольное воспитание».
Многие авторы отмечают, что для детей старшего дошкольного возраста целесообразно вовлечение в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, а также развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них. Согласившись с ними, я ежедневно в той или иной форме соприкасалась с природными объектами или явлениями:
- на прогулках наблюдали за птицами и насекомыми;
- наблюдение за падающими снежинками;
- слушали стихи, рассказы;
- дома смотрели телепередачи о животном и растительном мире Земли;
- ухаживали за растениями и животными в уголке природы.
Свою работу я начала с проведения с детьми диагностики (В. П. Арсентьева «Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ», направленную на определение уровня сформированности экологических представлений, а также некоторых мыслительных операций, позволяющих ребенку делать простейшие умозаключения, видеть и понимать причинно-следственные связи. В результате диагностики было установлено: у детей формируются отдельные разрозненные экологические представления, что, в свою очередь, не способствует пониманию целостности и неделимости природного сообщества, приводит детей к неверным заключениям, не развивает умения устанавливать причину и следствие. В итоге-сложности в установлении контактов с живой природой (небрежность, а иногда и жестокость в отношении отдельных организмов, т. е. экологически немотивированное поведение.
Проведя с родителями анкетирование, я обнаружила, что у одной группы родителей низкий уровень познаний в области экологии, а другая нуждается в консультациях по данной проблеме (н-р, как содержать животных, растения; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми).
В результате своих наблюдений и результатов анкетирования, мною была определена цель: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:
-формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
-формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
-освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
В своей работе использую разные методы и приемы. Убедилась, что самым эффективным методом является наблюдение.
Наблюдаем за первыми весенними цветами: мать-и-мачехой, весенними первоцветами. Учу находить, узнавать, правильно называть их. Объясняю, что первые весенние цветы появляются на солнечных местах. Беседуем о деревьях, растущих на участке.
1. «Лесной уголок». Здесь растут разные деревья и кустарники: береза, рябина, ель, боярышник, сирень. Дети ими любуются. Здесь же наблюдаем за травянистыми растениями.
2. «Клумба»- украшение нашего уголка. Растения цветут с весны до осени. Дети наблюдают за цветами на клумбе, начиная с появления ростков и до созревания семян. Во время цветения рассматриваем цветы, обращаем внимание на красоту, разнообразие. Здесь мы наблюдаем и проводим дидактические игры(«Живая клумба», «Что к чему?», «На что похоже?»).
3. «Красивая рябина». Рябина привлекает своей красотой во все времена года, а птиц- полезными свойствами ягод.
Переходя от одного дерева к другому, дети называют их, осматривают ствол, ветки, почки. Объясняю, что у дерева есть корни, которые находятся в земле.
Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняется форма, цвет, размеры, запах. Во время летних прогулок начинается цикл наблюдений за растениями.
На участке детского сада, кроме клумбы с цветами, имеется небольшой огород. Весной, вместе с детьми, вскапываем грядки, сажаем лук, петрушку. В течение всего лета, дети поливают свои посадки, пропалывают сорняки. Дети с интересом наблюдают, как из маленьких семян-луковок вырастают цветы.
В холодное время года выращиваем на подоконниках цветочную рассаду, лук, наблюдая весь цикл роста растений.
Многие дети рассказывают, что, съездив к бабушкам в деревню на летний отдых, они узнали много нового о домашних животных и птицах, их повадках. О том, как человек ухаживает за ними, какую пользу приносят домашние животные человеку. Во время обобщающих бесед, проведения экспериментов, развивается экологическое мышление. Дети приносят фотографии, где они с домашними животными, на природе, делятся впечатлениями. В группе оформлен совместно с детьми фотоальбом «Я и природа».
Познакомила детей со сказкой С. Маршака «12 месяцев». Познакомившись с временами года, месяцами, играем в дидактическую игру «Когда это бывает?». На занятиях по математике закрепляем дни недели, части суток.
Провожу с детьми экологические развлечения : «Праздник цветов», «Птицы- наши друзья», «Как прекрасен этот мир- сбережем его». Организую выставки рисунков детей. Эти праздники направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Работая с детьми, я очень хочу, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми.
Таким образом, с помощью наблюдений ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр. ,но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, рассказы детей на основе наблюдений и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.
Использую и такую форму работы, как экскурсии (к роднику, к реке, на луг, в лес). Дети знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картине, вспоминают и выполняют правила поведения в природе).
В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся на экскурсии( «Детки с ветки», «Найди и назови» и др.).Дети адекватно реагируют на плохие поступки людей в природе (мусор в местах отдыха, выражают желание навести порядок.
Оформлен «Экологический уголок» для самостоятельно-природоведченской деятельности дошкольника :
- уголок «Огород на подоконнике»(выращивание, пересадка);
- уголок «Дары природы»(выставка детского творчества из природного материала);
- стенд «Юный эколог»(выставка рисунков)
Изготовление наглядно-демонстрационного материала (ежемесячный календарь погоды,, стенгазета «Берегите лес», ежемесячная развивающая стенгазета «Солнышко», где отражены развивающие задания, познавательный материал (пословицы, загадки о временах года, стихи, народные приметы и др.);
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я подобрала из уже известных игр такие, на которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры, которые включаются как на занятиях, так и в режимные моменты, придают эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, более интересными для детей. («Кто где живет», «Летает, бегает, прыгает»(о приспособлении животных к среде обитания, «У кого какой дом»(об экосистемах, «Что сначала, что потом»(рост и развитие живых организмов, «Выбери правильно дорогу»(о правилах поведения в природе) и др.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство»- чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное- использую экотренинги. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них - великан. "Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?"
Дети обычно отвечают так: "Я могу оглохнуть", "Я могу умереть".
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
Конкурсы, праздники, турниры, театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности. (Турнир «Знатоки растений родного края».
Для развития детского фантазирования, использую экологические сказки( «О том, как береза и ива остались верны родному дому», «Как медведь пень потерял»). Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляет мусор в местах отдыха, бросают и бьют бутылки, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к природе. Родители активно принимают участие в оформлении уголка «Живой уголок», принимают участие в организации фотовыставок, конкурсах «Страна фантазий» на лучший макет или поделку из овощей или поделку из бросового материала.
Для них были организованы консультации, тематические беседы, наглядная информация. Было проведено родительское собрание «О воспитании любви к природе», а также круглый стол «Сбережем родную природу».
Таким образом, система работы, которая пронизывает все сферы детской деятельности, позволила добиться значительных результатов, а именно: результаты работы оценила путем повторной диагностики с детьми. В результате проделанной работы увидела, что:
1. дети эмоционально, бережно относятся к объектам окружающего мира;
2. у детей достаточно сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
3. умеют прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
4. проявляют желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Результатом своей работы считаю следующее:
1. В группе созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников.
2. Дети с удовольствием принимают участие в уходе за растениями, обитателями живого уголка. Замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней.
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого выпускает детский сад в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся.