Марина Тимохова
Аттестация «Условия для формирования экологической культуры у младших дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.
Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.
Важно научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Публикация «Аттестация „Условия для формирования экологической культуры у младших дошкольников“,» размещена в разделах
Методы и приемы, применяемые в экологическом воспитании - разнообразны, при этом всегда учитываются возрастные и психологические особенности дошкольников, т. к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.
Объект – профессиональная деятельность воспитателя за аттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Предмет – самоанализ деятельности воспитателя
Цель: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя за аттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Задачи:
- вычленение ведущих задач, решаемых воспитателем в аттестационный период;
- анализ полученных результатов образования;
-установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;
- выявление противоречий, возникших в аттестационный период, и проектирование путей решения этих противоречий в следующий аттестационный период;
- самооценка эффективности собственной деятельности.
Аналитическая часть.
1.1. Анализ результатов деятельности воспитателя за межаттестационный период
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.
Цель деятельности воспитателя в аттестационный период : создание условий для формирования экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Работа осуществлялась по двум направлениям:
1) Работа с воспитанниками
Цель: составление системы работы воспитателя с воспитанниками, способствующей формированию основ экологической культуры личности дошкольников.
Задачи:
1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию младшего дошкольника через интегрированный подход.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к
миру природы и окружающему миру в целом.
5. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения. Развитие творческих способностей детей.
6. Расширение экологической развивающей среды.
Работа с воспитанниками осуществлялась в несколько этапов.
1 этап. Диагностическое обследование на начало года.
Цель: определение уровня экологических знаний воспитанников 3-4 лет.
По результатам диагностического обследования на конец 2009-2010 учебного года у детей 3-4 лет преобладал недостаточный уровень экологических знаний. У детей проявлялся в основном ситуативный интерес к познавательной деятельности. Дети с недостаточным уровнем знаний не проявляли активности, стремлении оказать помощь взрослому при организации различной деятельности в уголке природы, не задавали вопросы, не проявляли интерес к животному и растительному миру.
2 этап. Составление и реализация педагогического проекта «Я и экология», направленный на формирование основ экологической культуры воспитанников 3-4 лет.
Цель проекта: создание системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании дошкольников, направленной на становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры воспитанников.
Задачи:
1. Формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию дошкольника младшего возраста через интегрированный подход.
2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.
4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
5. Формировать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
6. Расширить экологическую развивающую среду.
3 этап. Диагностическое обследование на конец года.
Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также определить дальнейшее содержание деятельности воспитателя
По результатам апробации педагогического проекта «Я и экология» за период с 2009-2012 годы были получены следующие результаты:
Сравнительный анализ уровня экологических знаний воспитанников 3-4 лет в 2009-2012 г.
Анализ уровня экологических знаний воспитанников за 2009-2012 годы показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился на 37%. Дети имеют представление об отличии природы от рукотворного мира, без затруднений выбирают из предложенных предметов природные объекты, регулярно интересуются явлениями живой и неживой природы, проявляют бережное отношение. Ухаживают за растениями. Различают домашних животных и диких, называют их различия.
Произошло обогащение знаний по экологическому воспитанию : о живой и неживой природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.
Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, учатся адекватно оценивать свои умения.
2) Работа с родителями воспитанников
Цель: взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания ребенка
Задачи:
1. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей.
2. Формирование у родителей потребности в знаниях о экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.
Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались такие формы как :
- коллективные формы взаимодействия : групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал;
- индивидуальные формы работы : беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей;
- формы наглядного информационного обеспечения : информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка.
Для достижения стабильных результатов в формировании у воспитанников экологической культуры, совместно с родителями активно используется метод проектной деятельности. Результатом этой деятельности стали, совместно разработанные проекты: «Вода источник жизни», «Морское путешествие», «Войди в природу с добротой». В рамках проекта составлена картотека подвижных, народных игр, игр-заданий экологической направленности.
В результате тесного творческого взаимодействия с родителями и детьми в группе установились доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Для отслеживания результативности работы с родителями использовалось анкетирование на разные тематики: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Я и мой ребенок на улицах города», «Удовлетворенность родителями оздоровительной работой в ДОУ» и другие.
Анализ информационной экологической культуры родителей на начало
учебного 2010-2011года
По результатам анкетирования уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания экологической культуры, вырос на 40%. Большая часть родителей осведомлены о том, как воспитывать экологическую культуру ребенка, знают, как это сделать и хотели бы дальше получать помощь ДОУ относительно воспитания своего ребенка.
Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности, что подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Сегодня основной целью дошкольного воспитания является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной и социальной активностью.
2. Анализ условий получения результата
Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование развивающей среды в условиях ДОУ. Для эффективной реализации основных направлений деятельности воспитателя необходимо было создать специальные условия. А именно:
2.1. Материально-технические условия
Для реализации системы экологического воспитания, направленных на развитие познавательных процессов в группе была создана эколого-развивающая среда, необходимая для успешного проведения наблюдений, игр, НОД по ознакомлению детей с природой.
Совместно с родителями создали экологическую библиотеку. В ней помещены книги о животном и растительном мире планеты, методические брошюры и энциклопедии по уходу за растениями, животными, рыбами. Библиотека включает в себя множество календарей о временах года и о природе, альбомов и атласов о растениях и животных.
Были изготовлены макеты «Времена года», «Аквариум».
Большую роль сыграли красочные энциклопедии из серии «Тайная жизнь животных» и книги М. Мышковской «Азбука животного мира» в стихах, загадках и раскрасках, сказки и стихи собственного сочинения.
Была систематизирована подборка дидактических игр, открыток, иллюстраций и альбомов. С помощью родителей была создана коллекция из природного материала – необходимая в работе по обследованию и экспериментированию, а также в изготовлении поделок из бросового и природного материалов.
2.2. Методическое обеспечение
Для реализации поставленной цели были созданы следующие условия :
В качестве теоретического и методического основания для разработки данной программы использовались результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования.
Были использованы концептуальные подходы: теория и методика экологического воспитания С. Н. Николаевой; Перспективный план работы по формированию экологической культуры у дошкольников «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, методические разработки «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» И. Н. Павленко, Н. Г. Родюшковой, методические рекомендации «Ознакомление с природой через движение» М. А. Руновой, А. В. Бутиловой, программа экологического образования «Мы» и др.
2.3. Информационное обеспечение
Педагогическое просвещение в условиях детского учреждения носит образовательный характер. Имеется в виду ознакомление родителей с различными областями психологических и педагогических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Просветительская работа проводилась посредством групповых консультаций, которые направлены на повышение информационной компетенции родителей воспитанников:
«Познаем вместе с ребенком»
«Роль семьи в экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста»
«Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре»
«Условия формирования экосознания у ребёнка»
«Влияние детско-родительских отношений на формирование экологической культуры у детей»
Также средством в просвещении является стендовая информация, специально оформленные брошюры, распечатки развивающих игр и упражнений:
«Советы родителям по развитию творческих способностей ребенка дошкольника»;
«Развиваем творческие способности в ребенке»
«Игры, игровые упражнения, тренинги для развития познавательной активности детей»
«Семья глазами ребенка» и другие
Буклеты: «Говорю красиво и правильно», «Игры и упражнения связной речи», «Экспериментируем», «Волшебный мир пальчиков»
Брошюры: «Экология и ребёнок», «Развивающие игры», «Польза развивающих игр для детей», «Игра в звуки»
2.4. Профессионально-личностный потенциал
С целью повышения профессионально-личностного потенциала и обобщения опыта педагогической деятельности участвовала и представляла результаты работы на уровне ДОУ:
1. Ежегодно представляла результаты деятельности на открытых докладах ДОУ.
2. Активно участвовала с воспитанниками в творческих конкурсах, выставках на уровне ДОУ и города.
3. Принимала участие педагогических советах ДОУ.
Таким образом, эффективность педагогической деятельности обеспечивает создание специальных условий, таких как подбор педагогического инструментария, создание специальной развивающей среды, поиск и применение современных развивающих методов и форм.
3. Анализ противоречий
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе. Это нацелило на поэтапное расширение объёма экологических знаний у воспитанников более старшего возраста, в различных областях, интегрируя их.
Исходя из этого, следует определить содержание работы на следующий межаттестационный период.
Проектная часть
Перспектива деятельности педагога на межаттестационный период
Этапы Цель Содержание Методическое пособие Срок
Информационно-мотивационный
Повышение самообразования 1. Посещение курсов, ГМО
2. Посещение библиотек, сайтов. Подбор необходимой психолого-педагогической литературы по данной теме 2012-2013гг.
Диагностический Выявить уровень экологического образования дошкольников среднего, старшего возраста Диагностика уровня экологического образования дошкольников среднего, старшего возраста Подбор методической литературы и разработок по данной теме 2013-2014гг.
Формирующий Составление системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании дошкольников среднего, старшего возраста Апробация, корректировка и внедрение системы Подбор методической литературы 2014-2016гг.
Контрольно-аналитический Определение эффективности системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании дошкольников среднего, старшего возраста 1. Анализ результатов деятельности, выявление проблем.
2. Обобщение опыта для педагогов ДОУ и города Методическая литература с описанием форм и методов развития речи у дошкольников 2015-2016гг
Заключение
Основной целью деятельности воспитателя в аттестационный период стало формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Основным направление работы: познавательное развитие.
При реализации данного направления были получены следующие результаты.
Общий уровень познавательного развития вырос на 28,5%. Дети познакомились с различными формами взаимодействия объектов, научились устанавливать причинно-следственные связи в природе, т. к. в этом возрасте наглядно-действенное мышление активно дополняется наглядно - образным. В дальнейшем дети смогут усваивать более сложные представления и понятия о природе. Целенаправленными наблюдениями, беседами, в процессе занятий добились того, что у детей появились первые ростки, направленные на созидание (любовь к жизни).
Для решения задач данного направления деятельности педагога в группе была создана эколого-развивающая среда, необходимая для успешного проведения наблюдений, игр, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой. Создана экологическая библиотека. Изготовлены макеты «Времена года», «Аквариум». Систематизирована подборка дидактических игр, открыток, иллюстраций и альбомов.
Таким образом, полученные результаты педагогической деятельности по данному направлению позволяют говорить о том, что поставленная цель была достигнута.
Учитывая важность экологического образования, было определено содержание работы на следующий аттестационный период – поэтапное расширение объёма экологических знаний у воспитанников более старшего возраста в различных областях, интегрируя их.