Ольга Качалка
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет (самоанализ)
об эффективности использования в практической деятельности СОТ
воспитателя Качалка Ольги Александровны
СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица «Детский сад №4 «Колосок» реализует Образовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетической и эколого-биологической направленности.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Воспитательно-образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с «Образовательной программой СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица «Детский сад №4 «Колосок». Одной из главных задач взаимодействия с детьми является обеспечение воспитанникам возможности проявления творческих способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности.
В своей работе пользуюсь основными нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их родителями:
Международные документы, касающиеся прав детей:
• Декларация прав ребенка.
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Законодательные акты:
• Семейный кодекс РФ.
• Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
• Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:
• Устав ГБОУСОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица.
• Договор между ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица и родителями (законными представителями) ребенка.
Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Я обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, осуществление гендерного подхода в организации экспериментальной, поисковой и изобразительной деятельности, так как именно в этой деятельности ребёнок может ярко проявить себя, выразить своё истинное отношение к тем или иным явлениям.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.
С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на развитие каждого ребёнка.
Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) находила новые приемы руководства и оформления игр и анализируя, переносила их в свою работу, получая при этом желаемый результат. Методические приемы позволяли достичь высоких результатов, потому что применяла их системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, так как хорошо знала и чувствовала каждого ребенка.
С ноября, 2013 года участвую в опытно-экспериментальной деятельности по теме : «Социально-эмоциональное развитие детей через приобщение их к отечественным и мировым художественным ценностям» под руководством Г. А. Рубан, к. п. н., доцент.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности определяется музейно-педагогической программой «Мы входим в мир прекрасного», автор Г. А. Рубан, к. п. н., доцент.
Понимая значимость данной темы начала писать методическое пособие «Система работы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей», где особая роль уделяется организации развивающей предметно-пространственной среде ДО в условиях перехода на ФГОС ДО, кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию, организации «музейных встреч» в рамках опытно-экспериментальной деятельности и др.
Для организации деятельности по художественно-эстетическому развитию использую следующие программы, технологии и методические пособия:
- И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
- Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : программа, конспекты;
- Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество»;
- И. В. Новикова. Поделки из ниток и пряжи в детском саду.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое развитие.
Важнейшим условием полноценного художественно-эстетического развития является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на непосредственно образовательной деятельность и вне её.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества.
Немаловажным фактором является личность педагога. Он должен быть грамотный, креативный, активный, позитивный, инициативный.
В связи с этим ключевая роль дошкольной организации – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.
За время работы в данном учреждении я успешно прошла курсы повышения квалификации по следующим программам:
1. Свидетельство о повышении квалификации – именной образовательный чек – 144ч, ( ИБ: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»; ВБ: «Организация проектной деятельности старших дошкольников» и «Обновление содержания работы с детьми дошкольного возраста»).
2. «Планирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ» - 72 ч.
3. «Технология разработки программы развития как общественно-активной школы» - 72 ч.
4. «Юридическое, психологическое и организационное обеспечение ФГОС в системе дошкольного образования» - 72 ч.
5. «Развитие игровой деятельности детей в свете современных концепций дошкольного образования» - 12 ч.
6. «Проектирование образовательного и педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС ДО» - 6 ч.
Гордостью своих воспитанников считаю активное участие в конкурсах:
- Всероссийский конкурс рисунков «Мой самый лучший День рождения»;
- Международный детский творческий конкурс новогодних поделок;
- Викторина «Игры и игрушки» в рамках серии Всероссийских викторин «Фиолетовый слон»;
- Международная акция «Читаем детям о войне».
С целью распространения собственного педагогического опыта веду электронное портфолио на международном образовательном портале www.maaam.ru, где постоянно публикую свои методические разработки и получаю свидетельства о публикациях.
На протяжении всего учебного года активно сотрудничаю с социальными структурами: музеем, библиотекой, пожарной частью, ведь взаимодействие с социумом – это важнейшее условие социализации личности ребенка.
С внедрением ФГОС в систему дошкольного образования особое внимание уделяю развивающей предметно-пространственной среде. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, художественный центр, центр природы, отдельные уголки для девочек и мальчиков (учитывая гендерное воспитание детей). Я регулярно обновляю развивающую предметно-пространственную среду новыми атрибутами для игр, сделанными своими руками и руками родителей, в соответствии с тематикой недели, тем самым реализуя главные требования к среде: трансформируемость, полифункциональность, насыщенность.
Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
С целью решения, каких-либо педагогических задач стараюсь изучать новинки литературы по педагогике и психологии. Получаю высшее образование в Самарском филиале Московского городского педагогического университета (факультет «Психолого-педагогическое образование», посещаю курсы повышения квалификации, семинары, мастер – классы, выступаю с докладами на педагогических советах.
___/О. А. Качалка/