Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Самоанализ открытого занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию самоанализ открытого занятия в младшей группе по теме «Дикие животные Беларуси». Конспект занятия опубликовала ранее.
Вид занятия: доминантное
Образовательная область: «Ребенок и природа»
Тема: Дикие животные Беларуси.
Возрастная группа: дети 3-4 года.
Подготовка к занятию включала в себя: рассматривание сюжетных картинок по теме «Дикие животные», дидактические игры «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Чьи детки», рисование «Ежик», лепка «Зайчик», беседа «Как животные готовятся к зиме», чтение литературной сказки Л. Толстого «Три медведя», бр. Гримм «Заяц и еж», драматизация сказки «Теремок», загадывание загадок.
Дидактический материал по размеру и содержанию соответствовал возрасту детей. Оборудование и материалы были размещены рационально с учётом пространственной организации помещения групповой. На занятии соблюдены санитарно-гигиенические требования (проведены проветривание и влажная уборка помещения, мебель соответствует возрасту воспитанников).
На занятии решались следующие задачи:
- формировать представления о ярких проявлениях в образе жизни диких животных белорусских лесов;
- формировать умение строить простое распространенное предложение с дополнением (Медведь живет в берлоге);
- развивать умения узнавать и называть диких животных и их детенышей по ярким отличительным особенностям; понимать речь взрослого, обращенную к воспитаннику с опорой на наглядную ситуацию;
- расширять активный словарь детей, упражнять в умении образовывать существительные с помощью суффиксов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе;
- воспитывать бережное отношение к природному окружению, интерес к жизни животных белорусских лесов, желание проявлять заботу о них.
Поставленные задачи соответствуют учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников, виду занятия - доминантное; обеспечивается единство обучающих, развивающих и воспитательных задач занятия; задачи поставлены корректно, являются диагностичными и достижимыми на данном занятии.
Содержание занятия соответствовало возрастным особенностям детей и предъявляемым требованиям, было мотивированным, носило научный характер (закреплялись начальные представления об образе жизни диких животных, закреплялось название их жилища и детенышей, имело эмоционально-ценностный характер, стимулировало познавательную активность и любознательность воспитанников, осваивалось ими в практической деятельности. Единая сюжетная линия – путешествие в белорусский лес позволила полностью реализовать содержание занятия.
В начале занятия использовалась игра-приветствие «Собрались ребята в круг», которое способствовало формированию положительных эмоций, созданию доброжелательного отношения детей друг к другу, созданию теплой, дружеской атмосферы в группе.
Появление воздушного шарика с письмом в начале занятия заинтересовало детей и создало интерес к дальнейшей деятельности.

С помощью подвижной игры «По тропинке мы пойдем» дети включились в игровую воображаемую ситуацию и поставили детскую цель предстоящей деятельности – узнать, как живут дикие животные.
Использование словесной игры «Угадай-ка» перед началом встреч с каждым диким животным в «лесу» и короткого рассматривания животного способствовали развитию умения воспитанников различать и называть диких животных по ярким отличительным особенностям
Словесная игра «Что для чего?», построенная на личном опыте детей, в которой были задействованы все воспитанники, способствовала расширению активного словаря детей. Игра с мячом «Назови ласково», в которой так же приняли участие все дети, способствовала развитию умения воспитанников образовывать существительные с помощью суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Поисковые вопросы «Для чего?» позволили активизировать мыслительную деятельность детей.
На протяжении всего занятия обеспечивались здоровьесберегающие условия. Подвижная игра «Помоги белочке собрать грибы и шишки», логоритмическая игра «Жили-были зайчики»)

способствовали обеспечению смену видов деятельности и оптимальному двигательному режиму, а также решению задач, поставленных на занятии.
Во время самостоятельной (практической) деятельности детей использовался учёт индивидуальных особенностей каждого воспитанника (планшет-лист «Верни зверей в их домики»)

закреплялись представления о диких животных и их жилищах, развивались умения понимать речь взрослого, обращенную к воспитаннику с опорой на наглядную ситуацию, строить простое распространенное предложение с дополнением (Медведь живет в берлоге). Тем, кто затруднялся оказывалась помощь, кто справлялся раньше, были заданы дополнительные вопросы.
Окончание занятия предусматривало завершение сюжетной линии и достижение цели, поставленной детьми – узнать больше о жизни диких животных Беларуси.
На занятии рационально использовались практические, наглядные, словесные методы и приёмы обучения, которые взаимно дополняли друг друга.
На протяжении всего занятия использовались игровые приёмы, направленные на привлечение внимания детей и поддержание их интереса (сюрпризный момент и игровая ситуация); выполнение детьми игровых действий (рассматривание, обследование, выполнение заданий).
Преобладающими на данном занятии были словесные и практические методы: упражнения (игрушек, рассматривание иллюстраций). Это является оптимальным и методически оправданным на занятии по образовательной области «Ребенок и природа», а также соответствует возрасту воспитанников 3-4 лет.
Словесные методы и приёмы использовались в сочетании с игровыми, практическими и наглядными. Для стимулирования познавательной активности использовались разные типы вопросов: простые, требующие фактической информации и ориентированные на работу памяти («Кто это?», «Что есть у. ?», «Как называют детенышей?», поисковые вопросы («Для чего?»).
В процессе работы применялись приёмы: уточнения и пояснения.
Реализация личностно ориентированного подхода обеспечивалась в обращении к каждому ребёнку по имени, создании ситуации успеха (если воспитатель видел, что кто-то не справляется с заданием, то помогал, хвалил, поощрении и высокой оценке воспитанников в той или иной части занятия, выслушивании и поощрении детских высказываний.
На протяжении всего занятия дети были мотивированы и вовлечены в образовательный процесс (отвечали на вопросы, помогали белке, принимали участие в играх, превращались в зайчат, путешествовали по «лесу», внимательно слушали воспитателя и выполняли задания, отвечали на вопросы из личного опыта. Интерес и внимание детей сохранялось на протяжении всего занятия.
Поставленные задачи достигнуты, дети с заданием справились