Твердякова Лариса
Самоанализ «Основные направления работы логопеда по повышению психолого-педагогической культуры родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ "Основные направления работы образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей"
Под психолого-педагогическим образованием родителей понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.
Учитывая специфику группы для детей с общим недоразвитием речи, эти направления несколько преломляются.
Публикация «Самоанализ „Основные направления работы логопеда по повышению психолого-педагогической культуры родителей“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самоанализ
- Темочки
При взаимодействии с родителями по вопросам развития ребенка у нас возникают определенные трудности. Самая основная состоит в том, чтобы разубедить родителей в некой теории, что у логопеда и воспитателей группы для детей с общим недоразвитием речи имеется волшебная палочка, по мановению которой ребенок избавляется от речевых дефектов. Это образно говоря. На самом же деле им необходимо понять, что ни в коем случае не следует занимать позицию выжидания: поживем – увидим. Прежде всего, необходимо как можно раньше определить характер и значимость недостатка, чтобы своевременно начать занятия по его компенсации. Родители не должны уклоняться от участия в помощи ребенку и надеяться, что это за них сделают специалисты. Еще парадоксальнее выглядит ситуация, когда слышишь фразу от матери, обращенную к сыну: «Я же тебе говорила, чтобы ты выполнил это задание, а ты ничего не сделал». Здесь проявляется полное незнание этапов развития психики ребенка. И еще хуже, если таким образом родитель свою вину перекладывает на хрупкие плечи своего малыша, т. е. травмирует еще и его личностную сторону.
В программе развития дошкольников выделены две задачи.
Первая задача: «Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать
атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга».
Вторая задача: «Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях». Ее решение связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
В противовес информированию родителей о жизни их сыновей и дочерей в детском саду, рефлексивная модель общения педагога с семьей ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского – «обращение назад»).
Задача развития рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. В исследовании О. Зверевой в понятие «педагогическая рефлексия» включено умение родителей анализировать собственную воспитательскую деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.
Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видиотека, аудиотека и т. п.
В нашей группе в этом направлении используются все формы. С предварительной индивидуальной беседы с родителем начинается взаимодействие, целью которого является на доступном пониманию языке в корректной форме донести содержание речевой проблемы ребенка. И еще предупредить о возможных проблемах в более старшем возрасте, т. к. одним из направлений в логопедической работе детского сада является профилактика дисграфии и дислексии и эмоционально-личностных нарушений (вторичных дефектов). Вот с этого момента и начинается психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ. Другой формой является глубокое логопедическое обследование ребенка и заполнение речевой карты, где родители сообщают анамнестические данные, раннее речевое и психомоторное развитие, состояние здоровья ребенка.
Очень продуктивна такая форма взаимодействия с родителями как родительский уголок «Речецветик». В нашей группе соответственно он имеет дефектологическую направленность, содержанием которого являются такие рубрики как:
• страна пальчиковых игр;
• артикуляционная гимнастика;
• уроки мамы и ребенка;
• вести с занятий;
• логопед консультирует.
В общем, название рубрик говорит само за себя, но более конкретную информацию вы можете увидеть в перспективном плане работы с родителями.
Достаточно индивидуальным подходом в работе с родителями в нашей группе представлено издание газеты для родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи «Логопедический вестник». Содержанием газеты является информация психолого-педагогического, логопедического характера, которая, по нашему мнению, может обогатить опыт родителей, познакомит с различными сторонами психического развития ребенка, подскажет методы и приемы при выполнении домашних заданий.
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т. п.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т. д.).
Очень ярко иллюстрируют это направление в работе еженедельные домашние задания, которые выполняются только под руководством родителей. Здесь совместная деятельность охватывает и рисование, и аппликацию, и игру, и составление и сочинение рассказов, сказок, загадок.
Есть у нас и общие проекты. Только, может быть, звучат они не так официально.
Например, при первоначальном взаимодействии с детьми по домашнему заданию практически все родители испытали затруднения, иногда раздражение по отношению к собственным детям, своеобразное недоверие к возможности выполнять задания логопеда.
Это привело нас к мысли применить комплексный подход к решению этой проблемы. Сначала мы провели психологическую диагностику семьи с целью выявить стили взаимодействия родителей и детей в семье. Далее показали родителям в индивидуальном порядке серию занятий с целью обогащения их опыта методами и приемами при организации учебного процесса. Потом провели родительское собрание на тему: «О поощрениях и наказаниях детей в семье». А с детьми мы подготовили несколько психологических этюдов из сборника Чистяковой «Психогимнастика» и показали как часть родительского собрания, целью которых было обогащение эмоционального опыта детей: «Любящие родители», «Гадкий утенок», «Разные настроения». Для нас было приятным удивлением то, что после родительского собрания, где мы сделали и распечатали интерпретацию диагностики, одна родительница попросила бланк этой диагностики для папы. То есть это вызвало интерес у отца, желание активно взаимодействовать с ребенком, а не оставлять эту ответственность для мамы.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока. Примером этого направления в работе в нашем саду может служить создание комплексного плана оздоровительных мероприятий, осуществление системы коррекционной работы в речевых группах и др.
Чаще всего работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей необходимо ввести третий блок – контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного.