Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Самоанализ конкурсного занятия по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие проходило в рамках традиционного конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию», в котором я приняла участие. Консаект данного занятия я опубликовала ранее. Предлагаю Вашему вниманию самоанализ этого занятия.
Самоанализ занятия
по образовательной области
«Элементарные математические представления»
Публикация «Самоанализ конкурсного занятия по математике» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
с воспитанниками 4-5 лет
Была поставлена следующая цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений о геометрических фигурах и связанных с ними логических операций.
Тема занятия «Загадки Волшебного Карандаша» выбрана на основе содержания опыта работы, в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, согласно возрасту детей 4 – 5 лет.
Для решения поставленной цели были обозначены следующие задачи: обучающие - закрепить элементарные представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, упражнять в умении определять форму предметов без деталей на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами, группировать предметы по одному признаку (форме, закрепить навык количественного счета в пределах 5; развивающие - развивать устойчивость и распределение внимания, умение планировать свою деятельность, умения обследовать плоскостные геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения, осуществлять различные действия с ними: узнавать, находить среди других геометрических фигур; воспитывающие - воспитывать интерес к элементарным математическим действиям, чувство уверенности в себе.
Подготовка к занятию включала : подбор материала и пособий (телевизор, электронная презентация, методический приём «Волшебный карандаш», демонстрационный материал – геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, подносы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, индивидуальные карточки с изображением паровоза для задания «Найди квадраты», планшет-листы, раздаточный материал к развивающей игре «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата» (сюжетные и предметные картинки, простые карандаши на каждого воспитанника; а также наблюдения за играми и общением детей.
Структура занятия соответствовала его задачам. В ходе занятия использовались различные приемы, активизирующие познавательную активность детей средней группы, повышающие их интерес к практической деятельности.
В начале занятия, как сюрпризный момент, с целью организации и привлечения внимания детей, а также мотивирование их на предстоящую деятельность был использован методический прием - Волшебный Карандаш. Данный прием применялся на всех этапах занятия.
В ходе занятия использовались следующие методические приёмы – практические задания, дидактические и развивающие игры, такие как: «Найди, где спрятался треугольник», «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата», планшет-лист «Найди все предметы, похожие на круг», «Найди все квадраты», которые способствовали уточнению и закреплению элементарных представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник). Игра «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата» упражняла в умении определять форму предметов без деталей на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами и группировать предметы по одному признаку (форме). В играх «Найди все квадраты» и планшет-листы воспитанники закрепляли навыки количественного счёта в пределах 5. В практической деятельности развивались умения обследовать плоскостные геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения, осуществлять различные действия с ними: узнавать, находить среди других геометрических фигур.
Все игры и упражнения были направлены на достижения результата через поисково-практическую деятельность.
На этапе окончания занятия методический прием «Волшебный Карандаш» позволил детям проанализировать результаты своей практической деятельности, выразить свое эмоциональное отношение к занятию.
Также использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: сюрпризный момент, смена интонации голоса, загадывание загадок, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия. Дети находились в постоянной деятельности: поиск и обследование фигур, выполнение практических заданий. Была проведена физкультминутка, соответствующая общему содержанию занятия. Все это позволяет говорить о профилактике утомляемости, продуманном чередовании упражнений и заданий. На занятии обращалось внимание на профилактику нарушения осанки.
Для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в практическом упражнении «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата», планшет-листах «Найди все предметы, похожие на круг» воспитанникам были предложены задания разной степени сложности. Было предоставлено достаточно времени на выполнение поставленных задач, постоянно обращалось внимание на детей неуверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование данных приёмов позволило им успешно справиться с заданиями.
На занятии предусмотрены индивидуальные, подгрупповые и коллективные формы организации детей. В процессе нахождения и обследования геометрических фигур, а также в играх-заданиях «Найди все квадраты», «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата» и планшет-листах каждому воспитаннику была предоставлена возможность индивидуально выполнить данные задания. В игре-задании «Найди, где спрятался треугольник» использовалась коллективная форма организации детей, а в игре-задании ««Наведи порядок в комнатах круга и квадрата» - подгрупповая форма.
На занятии преобладали игровые, наглядные и практические методы, что способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению познавательной активности воспитанников. В процессе работы с детьми активно использовались приё мы: уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово (загадки).
Личностно-ориентированный подход обеспечивался в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством дифференциации задания, в обеспечении выбора материала в игре-задании «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата», в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия.
У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями друг друга.