Наталья Пузикова
Самоанализ «Использование игровой технологии в работе воспитателя ДОУ»
«… реб нок должен играть, даже когда делает серь зное дело.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Я, Пузикова Наталья Александровна. Работаю в детском саду 18 лет. В данном
учреждении два года. С детьми первой младшей группы 1 год. Меня очень увлекает
работа с детками 2-3 лет, они непосредственны, ранимы, но при этом настойчивы в
достижении цели. Многие не умеют разговаривать, им так хочется быть понятыми,
выражать чувства и эмоции через речь, что малыши прикладывают колоссальные
усилия к тому что бы научиться общению. Т. к. ведущей деятельностью моих
Публикация «Самоанализ „Использование игровой технологии в работе воспитателя ДОУ“» размещена в разделах
малышей, как и всех дошкольников, является игра, то через нее мы и учимся
разговаривать и понимать друг друга.
Хотелось бы рассмотреть основные аспекты игровой технологии.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,
самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного
личности (Д. Н. Узнадзе).
Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения
социальных установок (Л. С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых
интересов» (А. Н. Леонтьев).
Игра - школа жизни и практика развития детей (С. Л. Рубинштейн).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом
возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием
является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между
людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает
подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей
деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются соответствующие психические
новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного
возраста.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в
педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее
методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для
развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии стали неотъемлемой частью
современных образовательных тенденций. Игровые технологии имеют огромныйпотенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования
субъектной позиции реб нка в отношении собственной деятельности, общения и
самого себя.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет
совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм,
методов, способов, при мов обучения, воспитательных средств для реализации
образовательного процесса в ДОУ.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной
технологии может быть использована :
- для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве ОД или его части
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для
формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий
функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в узнаний
умений за сч т собственной активности реб нка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие е
результативность.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – ч тко поставленная
цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты,
характеризующиеся учебно-познавательной направленностью. Умелое их
применение педагогом дошкольного образовательного учреждения, делает занятие
интересным для воспитанников, а также созда т необходимые условия для усвоения
новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Основной целью своей работы считаю развивать, обучать и воспитывать
дошкольников с помощью игровой деятельности, так как игра – одно из самых
сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и
развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его
интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Когда малыши моей группы пришли в детский сад, и было 1,5-2 года. С
поступлением дошкольное учреждение в их жизни произошло много изменений:
строгий режим дня, отсутствие родителей 9 и более часов, новые требования к
поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, новые люди.
Для того чтобы детям легче адаптироваться к детскому саду я составила
перспективное планирование по игровой деятельности.
Оно включает в себя планирование сюжетно-ролевых игр, строительных,
подвижных, театрализованных, дидактических игр по развитию речи и ФЭМП в
первой младшей группе.
Затем я составила картотеки по игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
«Кормление куклы Кати»«Едим в д/с на машине»
«Кукла Катя пошла в магазин»
«В д/с пришло письмо»
«Делаем прическу кукле Кате»
«Кукла Катя заболела»
«В д/с пришел мастер по ремонту игрушек»
И т. д…
Эти игры направлены на активацию речи детей, формирование начальных
навыков ролевого поведения, на развитие умения играть небольшими группами,
активизировать коммуникативные навыки детей, сформировать понятие о столовой
посуде, узнавать и называть ее, связывать сюжетные действия с названием роли,
заботливое отношение к кукле и друг другу.
Строительные игры.
«Цветные дорожки для матрешки»
«Кроватка для зайки»
«Домик для собачки»
И другие….
В этих играх используется различный строительный материал:
цветные деревянные кубики, пластмассовые кубики разной формы и цвета,
мягкий большой строительный модуль.
Эти игры направлены на обучение играть со строительным материалом, узнавать
и называть детали, учить с помощью взрослого создавать постройку и обыгрывать
ее, формированию умения сооружать постройки по образцу.
Дидактические игры по ФЭМП.
«Чудесный мешочек»
«Подбери пару»
«Сложи картинку»
И другие.
Эти игры направлены на формирование у детей представления о форме, цвете,
величине предметов, выполнение элементарных заданий, связанных с
дифференциацией таких геометрических фигур как круг и квадрат, на умение
наощупь определять предмет, развитие тактильных ощущений.
Дидактические игры на развитие речи детей.
«Угадай что звучит» (муз. инструменты)
«Скажи как я»
«Чей это голос»
«Угадай игрушку по описанию»
«Какая кукла»
И другие.
Эти игры направлены на развитие словарного запаса у детей, активировать речь.
учить по описанию угадывать предмет, учить звукоподражанию и по нему
угадывать животного, учить называть разнообразные признаки внешнего вида
игрушки. Пальчиковые игры.
«Киска»
«Баю-баю»
«Машина»
«Зайка»
«Самолет»
И другие.
Эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук у ребенка.
Театрализованная деятельность. Здесь применяются различные виды театров.
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций и картинок по
сказкам.
Этот вид деятельности служит для стимулирования эмоционального восприятия
детьми сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах,
интонациях. Стимулировать детей, их инициативу, побуждать к участию в игре,
воспроизводить действия.
Подвижные и малоподвижные игры.
«Зайка серенький сидит»
«Пузырь»
«Поезд»
«По узенькой дорожке»
И другие.
Эти игры направлены на развитие умения выполнять движениям по звуковому
сигналу, закрепление навыка построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг
за другом, учить правилам игры, учить выполнять игровые действия согласно
тексту.
Игровые упражнения с массажными мячиками су-джок.
«Колючий еж»
«Игра с ежиком»
«Испечем мы каравай»
«Мячик»
И другие…
Эти упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук детей и массаж
ручек.
Создание условий в группе.
Основными характеристиками предметной среды являются:
Разнообразие –наличие всевозможного дидактического и игрового материала для
сенсорного развития, конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности,
развитие мелкой моторики, организации двигательной активности.
Доступность-расположение игрового и дидактического материала в поле зрения
ребенка.
Считаю, что не мало важным в воспитании и развитии дошкольников в игре,
является тесное сотрудничество семьи и воспитателя. Познавая новое, ребенок открывает самого себя, мы – взрослые: воспитатель и
родители – должны помочь ему в этом. Работа с родителями – это тот фундамент, на
который я могу, смело опереться. С целью привлечь родителей к детской игре и
увлечь родителей игрой, я пишу консультации для родителей, даю иформацию в
папках-передвижках, делаю памятки. Консультации, беседы, родительские
собрания, мероприятия с участием родителей – вся эта работа ведется ежедневно и
прописана в календарном плане, с целью донесения семье, что игра является
важным средством в развитии, обучении и воспитании дошкольников.
Все мы – дети, родители, воспитатель, одна большая и дружная семья.
Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность
в работе, созданные мной условия, и использование эффективных форм работы с
детьми и родителями, а также рост моей профессиональной компетентности,
творческого потенциала, считаю способствует эффективному развитию и обучению
дошкольников в игре.