Татьяна Агапова
Самоанализ интегрированной НОД «О том, чего не замечают взрослые. Природа родного края в осенний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Тема НОД: «О том, чего не замечают взрослые»
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: уточнять и расширять представления детей об особенностях природы родного края в осенний период
Публикация «Самоанализ интегрированной НОД „О том, чего не замечают взрослые, Природа родного края в осенний период“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Самоанализ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность, элементарный бытовой труд, двигательная деятельность.
Разнообразные формы организации детской деятельности обеспечили работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Для успешного решения образовательных задач использовалось достаточное количество наглядных пособий и оборудования:
Оборудование для педагога:
Информационные технологии: интерактивная доска SMART, ноутбук, мультимедийный проигрыватель, презентация «Осень» с музыкальным сопровождением «Осенний вальс» В. А. Моцарта для гостей, презентация «Волшебная зарядка», лабиринт «Помоги белке найти бельчонка», интерактивная игра «Запасы белки».
В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
Слайды: «Белка», «Рябина», «Корзина с гроздьями рябины и анимация белки»
Пейзаж В. Поленова «Золотая осень», поделки из бисера (деревья, сделанные совместно с детьми, гроздья рябины, игра с песком, отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень в лесу»
Оборудование для детей:
- уголок для продуктивной деятельности: листы картона с нарисованной веткой рябины без ягод и листьев, наклеенным на него слоем двустороннего скотча; бусины, пайетки, камешки, бусы, губки для посуды, пуговицы, бусины пенопласта оранжевого и красного цветов, вырезанные из бумаги и салфеток для уборки одинарные листочки рябины, желуди, семена остролистного и американского клена;
- уголок для физкультминутки: вырезанные из цветного картона силуэты листьев, поделки – деревья из бисера и пайеток, сделанные вместе с детьми
- уголок для исследовательской деятельности: гроздья рябины для каждого ребенка
Данный материал помог мне раскрыть тему ярко, интересно.
Чтобы создать условия для возникновения у детей побуждающего мотива к новой деятельности в занятие включены разные формы работы, которые предусматривают быструю смену деятельности: беседа, нахождение выхода из проблемной ситуации, релаксационное упражнение, восприятие музыкального произведения и художественной литературы, формирование представлений о видах искусства, физкультминутка, игра с речевым сопровождением, коммуникативная игра, рассматривание с дальнейшим обсуждением, интеллектуальная игра, театрализованная деятельность, считалка, музыкально- ритмические движения, продуктивная деятельность, ИКТ.
Определенным образом была расставлена мебель. Часть столов и стульев убрали. Стулья были расставлены так, чтобы все дети сидели вместе напротив интерактивной доски и все могли видеть. Это позволило освободить пространство группы для двигательной деятельности, свободного перемещения по группе. Остальные столы для продуктивной деятельности стояли возле окна, что обеспечило достаточное количество освещения. Во время продуктивной деятельности дети могли сидеть на корточках, на коленях, на стульях, стоять.
При составлении конспекта занятия учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы, материал доступен и понятен детям. Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий: высказывание своей точки зрения, выполнения заданий, выполнение трудовых поручений. В процессе занятия дети были активны, внимательны, сохраняли интерес.
В ходе занятия использованы следующие методы образовательной деятельности:
- наглядные: рассматривание картины и иллюстраций, дидактические пособия, показ образца
- словесные: беседа, чтение художественной литературы, загадки, считалка, пословицы, поговорки, рассказ педагога, свободное общение.
- практические: моделирование, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение поручений
- игровые: игровые обучающие ситуации, дидактическая игра, упражнение имитации, загадки, сюрпризность, коммуникативная игра, физкультминутка, интеллектуальная игра.
В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала коллективную и индивидуальную формы организации детской деятельности.
На занятии использованы разные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные технологии, которые нацелены на обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов, веру в ребенка, право детей на выбор, мастерство общения, положительное стимулирование. В конце занятия, после его анализа, спроектировала дальнейшую деятельность детей и взрослых (что дальше будем делать)
- технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельностной основе; дети были вовлечены в активную, посильную, личностно-значимую деятельность; организованы различные виды деятельности детей
- для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья на занятии использовала здоровье сберегающие технологии: музыкотерапия, которая усиливала эмоциональное восприятие; лабиринт «Помоги белке найти бельчонка» организован с целью развития мелкой моторики рук; релаксационное упражнение «Осень», физкультминутка «Осенние листочки»; пальчиковая игра «На что походи листья» помогли в интересной игровой форме реализовать обучающую задачу – уточнять и расширять представления детей о природе родного края; музыкальная пауза «Волшебная зарядка» - упражнения под музыку с использованием интерактивной доски помогла в интересной форме обогащать двигательный опыт детей
- ИКТ : использование интерактивной игры «Запасы белки» помогло расширить представления детей о диком животном (где живет, как готовится к зиме); лабиринт «Помоги белке найти бельчонка»
- познавательно-исследовательская деятельность: вопросы поискового характера; исследование грозди рябины
- технология проблемного обучения: решение проблемных ситуаций, активная самостоятельная деятельность детей
- игровые технологии: дидактическая, коммуникативная, пальчиковая игра, интеллектуальная игра
Задачи в интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Учить детей делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, высказывать свою точку зрения, строить свои высказываниями. Продолжать формировать умение поддерживать беседу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение проявлять заботу об окружающих. Формировать нормы и ценности, принятые в обществе, воспитывать моральные и нравственные качества детей. Приучать детей выполнять поручения, беречь материалы и убирать их на место после работы.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Расширять и уточнять представления детей о природе родного края. Формировать умение наблюдать за объектами живой природы. Расширять знания детей о рябине. Закреплять понятие «лес» (смешанный). Расширять представления детей о диких животных: где живут, как готовятся к зиме. Развивать логическое мышление, умение решать проблемные ситуации, проявлять инициативу в решении познавательных задач, внимание, наблюдательность, сообразительность, интерес к природе. Формировать желание действовать с интерактивной игрой. Воспитывать умение видеть необычное в простом, красивое в повседневном.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Связная речь: развивать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения учить. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Учить внимательно, слушать рассказ, отгадывать загадки. Развивать речевое творчество, интонационную культуру речи.
- Грамматический строй речи: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Развивать интеллектуальное и творческое мышление, внимание, память. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведица – медвежонок и т. д.)
- Звуковая культура речи: отрабатывать дикцию, отрабатывать интонационную выразительность речи
- Формирование словаря: обогащать речь детей прилагательными, образованных от существительных (клен – кленовый, береза - березовый); наречиями, обозначающими отношение людей к труду (трудолюбивая, хозяйственная,); правилам вежливости, правилам отношения к окружающему миру. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей. Продолжать развивать интерес к художественному слову, учить уместно, употреблять пословицы и поговорки. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Приобщать детей к изобразительному искусству: познакомить с произведением Василия Поленова «Золотая осень» о природе Тульского края. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус. Закреплять знания о формах объектов природы, развивать чувство формы, пропорций. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины. Учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее. Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику детей. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, развивать внимание, память, слух; предупреждать утомление.
Занятие динамичное, включает смену разных видов детской деятельности: игровая деятельность, изобразительная, коммуникативная деятельность, элементарный бытовой труд, двигательная деятельность, познавательно-исследовательская и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора.
При организации совместной деятельности педагога с детьми использовала принципы партнерского взаимодействия: взрослый – партнер, разрешено свободное размещение, перемещение детей, дети в процессе деятельности могли общаться, обмениваться впечатлениями.
Для обеспечения эмоциональной поддержки детей использовала уважительное отношение к детям (называла по имени, дети могли высказывать свою точку зрения, ответы детей старалась дослушать до конца). Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени).
Для поддержки индивидуальности, инициативы и творческой активности создала условия для свободного выбора детьми материалов для ручного труда, физкультминутки «Осенние листики», игровые моменты; создала условия для принятия детьми решений, дети могли выразить свои чувства и мысли; а так же поддерживала детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (оказывала помощь при затруднении выполнения поделки, поддерживала самостоятельность добывания знаний детьми и использовали личный опыт детей, приобретенный ранее). На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т. д. Создание поисковых, проблемных ситуаций во время общения, активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, приводила к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение.
Итог занятия был организован в виде игровой ситуации (сюрпризного момента) так, чтобы проверить качество усвоения материала и проверить умение детей самостоятельно высказывать свои впечатления и эмоциональную отзывчивость, проявлять дружеские отношения со сверстниками, таким образом подтвердить успешную реализацию образовательных задач.
Чтобы подвести итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться по теме. Смогла создать ситуацию успеха и спроектировать дальнейшую деятельность (что дальше будем делать).
Заявленная тема полностью соответствует содержанию непосредственно образовательной деятельности. Я считаю, что поставленные образовательные задачи в ходе занятия были реализованы.