Юлия Спирова
Консультация «С чего необходимо начинать патриотическое воспитание»
Для того чтобы участвовать в общественно – политической и экономической жизни страны человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Все эти факторы закладываются уже в дошкольном детстве и являются составляющими патриотического воспитания, о котором мы так мало говорим в последнее время.
Многие педагогические работники выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей отчужденными от жизни, интересов и проблем государства, людей без Отечества.
Публикация «Консультация „С чего необходимо начинать патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Разве мог воспитатель 70-80-ых годов испытывать затруднения при ответе на вопросы: «Что такое патриотизм?» и «Как растить детей патриотами?» Нет! Тогда целые дни и недели, посвящались воспитанию юных патриотов : 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября, 22 Апреля, 1Июня, 22Июня.
А на каких идеалах воспитывать детей сейчас? Каких принципов придерживаться? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы сталкиваемся с тем, что именно дети с присущей им любознательностью, эмоциональной отзывчивостью и вместе с тем способностью овладеть определенными знаниями помогают отыскать правильный путь.
Сейчас воспитание патриотизма необходимо начинать именно с осознания ребенком себя, как личности, точного знания своих корней, обычаев, традиций своей семьи. Ребенок должен твердо усвоить, что, несмотря на то, что все люди разные, у каждого человека есть потребности, желания и способности, каждый человек уникален и важен.
В мире большинство людей живут семьями, семья - это базовая ячейка общества, хотя все семьи отличаются. У каждой семьи также есть свои потребности и желания, и семьи создают условия для удовлетворения нужд их членов. В результате углубленного знакомства с жизнью семьи, дети познают свою роль как члена общества, приходят к выводу, что каждый человек является частью огромного механизма, и каждый способен влиять на жизнь общества. Также они должны твёрдо осознать, что в обществе помимо желаний и потребностей одного человека, существуют желания и потребности других людей, и для того чтобы эти желания и потребности не наносили вреда, у всех детей и взрослых есть свои правила и обязанности, которым должны подчиняться и взрослые и дети.
«Россия – родина для многих». Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, культуру, историю, как свои собственные. С самого детства необходимо стараться прививать детям духовно творческий патриотизм, вводить в их жизнь народные песенки, потешки, предметы быта и культуры, стараясь пробудить любовь к своей Родине и гордость за неё. Приходя утром в сад, дети обмениваются информацией, полученной от родителей из теле и радиопередач о достижениях российских спортсменов, науки, о важных событиях в жизни страны и села, о происшествиях. Тем самым, они учатся сопереживать, и чувствовать себя не оторванными от жизни страны. Но, следя за текущей жизнью, страны дети должны также знать и о её истории, ведь время не стоит на месте. И то, что сегодня кажется, очень важным и нужным завтра уже становится днем минувшим, прошлым. Говоря об истории, надо знакомить детей с наиболее важными датами и событиями далёкого прошлого. Рассказывать детям об истории Государства Российского от истоков до наших дней не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Незаслуженно забыты традиции, старинные праздники, обряды, старославянские слова и выражения, особенности крестьянского труда, былины. А ведь именно эти составляющие являются одной из самых важных перспектив воспитания патриотизма.
Огромную помощь в воспитании патриотизма у детей оказывают родители. Ведь если не будут патриотами родители, то не возможно и в ребёнке пробудить патриотические чувства. Эти чувства нужно пробудить, а не навязать. Мамы, папы, а зачастую дедушки и бабушки, братья и сестры, являются главными помощниками и участниками во всех праздниках, утренниках, посиделках, экскурсиях, встречах с интересными людьми.
Патриотическое воспитание было незаслуженно забыто и опущено в большинстве современных образовательных программ. И если мы сумеем пробудить в ребёнке духовно – патриотические чувства, научим его быть личностью, осознающей свою значимость в обществе, где он живёт, то тем самым мы подведём его к пониманию необходимости быть всесторонне – развитым человеком, а воспитание всесторонне развитой личности и есть основная цель образования.
Задачи патриотического воспитания :
• Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села.
• Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
• Прививать уважение к самому разному труду.
• Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
• Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
• Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
• Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
• Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
• Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чё м-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
• Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.
К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:
• знания истории, традиций, культуры родной страны;
• проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
• признание потребности государства в позитивном развитии;
• чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
• национального достоинства;
• активная деятельность во благо своей Родины.
Быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, [/b]воспитания чувства любви к Отчизне. Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания.