Инга берсанова
Русский танец на уроках ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ритмике для детей 5 лет «Движения русского народного танца на уроках ритмики»
Подготовила: преподаватель ритмики
Инга Ивановна Берсанова
Год обучения, возраст обучающихся: 1 год обучения, 5- лет.
Публикация «Русский танец на уроках ритмики» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Русские народные танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Изучение русского народного танца способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации. Используемые на занятиях движения русского народного танца направлены на физическое развитие детей, равномерно укрепляют тело, развивают силу, ловкость, изящество.
Цель: Повышать интерес к культуре русского народа посредствам хореографии на уроках ритмики.
Задачи:
1. Обучающие:
- закрепить умение исполнять движения русского народного танца в соответствии с характером музыки.
2. Развивающие:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма,
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, образного мышления.
3. Воспитательные:
- способствовать созданию условий для воспитания патриотизма, приобщения к культуре русского народа, любви к русскому народному танцу;
На занятии используются методика развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии:
1. Ритмопластика.
2. Коммуникативная игра.
3. Дыхательная гимнастика.
Оздоровление детей на занятиях ритмики осуществляется по трем направлениям:
1. Физиологическое (укрепление физических качеств)
2. Психоэмоциональное (развитие психологических процессов, положительных эмоций)
3. Интеллектуальное (приобретение новых знаний, связь движений с работой мозга, развитие двигательной памяти)
Используемое оборудование:
• Экран, проектор,
• музыкальный центр,
• музыкальный инструмент – аккордеон
наглядные пособия,
картузы, ленты, ложки.
План занятия.
(Общее время занятия 25 минут).
1часть- подготовительная. 5 минут
-Объявление темы занятия.
-Мотивация детей на учебную деятельность.
- Разминка на месте.
- Шаги, подскоки, бег по кругу.
2 часть- основная (15 мин).
Основные движения русского танца(«Ковырялочка», «Присядка» «Тарелочки», «Полочка»,положения рук (на поясе, в сторону).
Движения по кругу (танцевальный шаг, легкий бег, подскоки).
Просмотр видео- материала.
Игра «Найди дружочка».
Танец «Ложкари».
3 часть– заключительная (5 минуты).
-Подведение итогов занятия.
-Проверка знаний изученного на уроке материала.
Ход занятия
Вход в музыкальный зал танцевальным шагом
Поклон русский
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята.
Я очень рада новой встрече с вами. Я уверена, что сегодняшний день принесёт вам много нового, интересного и неожиданного. Сегодня мы с вами отправляемся - в мир русского народного танца. В пути нас ждет немало испытаний, а чтобы их преодолеть нужно обязательно сделать разминку. Разминка будет не простая, а с движениями русского танца.
Перестраиваются в шеренги на свои места.
Разминка:
- подъем на полупальцы и полуприседание;
- хлопки ритмические и притопы
- ковырялочка: (с тройным притопом,)
Педагог: Становись скорей дружок - перестроимся в кружок!
Топотушки и шаги выполняем от души!
Перестроение в круг.
По кругу выполняют: танцевальный шаг, переменный шаг, шаги с высоким подниманием колена, топотушки, бег на полупальцах, танцевальный бег.
Народный танец есть душа народа.
Создаёт его сама природа.
На свете существует много танцев, Но русский танец ближе нам всего
Он прославляет лишь свою страну,
Любимую Россию, лишь её одну!
Педагог: Прежде чем начать наше путешествие я приглашаю вас поближе познакомиться с русским народным танцем.
Давайте пройдём и присядем на стульчики. Внимание на экран.
Презентация на тему: Виды танцев. Хоровод. (ансамбль "Березка" Пляска. (ансамбль И. Моисеева)
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, какой по характеру был танец? (веселый, задорный)
Какие знакомые движения вы увидели?
Педагог: Не мало важную роль играет костюм. Он состоит из основных элементов ( Женский костюм: рубаха, сарафан, кокошник. Мужской костюм: картуз, рубаха-косоворотка, кушак) называют дети.
Педагог: Ой, ребята та-ра-ра
Дети: В гости нас зовёт игра
Игра «Выбери дружочка»(Ребенок делает подскоки по кругу,выбирает себе пару и они вместе танцуют)
- В русском танце есть основные движения, сейчас мы их и вспомним. «Ковырялочка», «Тарелочки». «Полочка» «Гармошка»
Девочки исполняют.
- Исполнение присядки и хлопушки. Выполняют мальчики.
- Мы вспомнили все необходимые движения, которые используем в русском народном танце. А какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: Ложки, балалайка, трещетки, баян, гусли
Щёки выкрасил румянец –
Тут и удаль, и задор!
Вырисовывает танец
Свой затейливый узор.
Танец «С ложками»
Педагог: Скажите мне, пожалуйста, в каком рисунке мы сейчас стоим? (Какую фигуру мы построили) Круг.
- Может, кто-нибудь из вас знает, какие танцы исполняют в таком рисунке, в кругу?
Ответы детей: каравай, хоровод вокруг ёлочки
- Как вы думаете, почему хороводы водят именно по кругу? В Древней Руси круг считался символом солнца и вечной жизни.
Педагог: Встанем дружно в хоровод музыку заслыша
Хоровод тот в пляс пойдет,
Так что все услышат!
Танец : «Парный хоровод»
Рефлексия
Педагог: Ребята, вы такие талантливые, так старались и замечательно все исполняли, что сейчас меня переполняет радость и гордость за вас.. А какие же вам больше всего запомнились движения? Какие виды русского танца узнали? Вы были такие молодцы, у вас были светлые, радостные, одухотворенные лица. И это не случайно, ведь эту радость творчества и красоту нам подарила русская народная музыка и русский народный танец. Ребята отгадайте загадку:
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки. Что за куколки… (Матрёшки)
Встречаем гостей. Матрешки исполняют перепляс. Дарят игрушку-свистульку детям.
Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб общему культурному фонду человечества.
Решению задач воспитания детей на традициях отечественной культуры, приобщению к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем.
В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования подрастающего поколения.
Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Литература:
1. Учебное пособие. Г. В. Емельянова. По русскому традиционному танцу. DVD- Русский народный танец для детей младшего возраста. Е. Г Ледяйкина.
2. Основы русского народного танца. Методическое пособие. Климов А. А. 1981.