Марина Алексеевна
Конспект урока музыки во 2 классе «Русский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Русский фольклор
Цели:
Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
Задачи:
учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
Публикация «Конспект урока музыки во 2 классе „Русский фольклор“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.
- Русский перепляс
- Р. Н. п. «Во поле березка стояла»
- «Прощание славянки» муз. Василий Иванович Агапкин
- Русская народная колыбельная
- "Ах вы сени мои сени"
Ход урока
Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока : " Фольклор - народная мудрость".
Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.
Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А. Н. Серов.
Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.
У: Чем же занималась молодежь на посиделках?
Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.
У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).
Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.
У:
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".
Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)
Я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Золотые ворота»
А я предлагаю вам игру на внимание. Вы услышите разные мелодии, попробуйте исполнять под них движения.
(Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).
У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?
Д: Пляска, хоровод и колыбельная.
У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).
У. Ребята давайте выучим считалочку:
Аты-баты
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар,
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
А теперь представьте себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.
Каким голосом и с какой интонацией они будут говорить?
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!
Одна группа детей украшает мелодию "Ах вы сени мои сени" звучанием шумовых инструментов.
Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.
Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.
Понравились вам наши посиделки?
Что интересного узнали на уроке? -
Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?
У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.
Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.
У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.