Наталья Солодухина
Русские народные игры на праздниках и в развлечениях. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные игры в праздниках и развлечениях»
Без прошлого - нет будущего,
Без языка – нет нации,
Без нации – нет культуры,
Без культуры – нет народа!
Ушинский К. Д. писал, что «….воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития… Народ без народности – тело без души»
Публикация «Русские народные игры на праздниках и в развлечениях, Опыт работы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Именно поэтому, сегодня во все образовательные программы включен местный музыкально - игровой компонент, основанный на народных традициях – праздниках и обрядах. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций. Ведь именно воспитание дошкольников в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу. Кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.
Мы работаем с детьми, поэтому жизнь в детском саду должна быть яркой, наполненной, богатой впечатлениями как хорошая, интересная книга, лучшими страницами которой должны быть праздники. Нужно помочь воспитанникам сделать праздник незабываемым. Открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребенка.
---
Наряду со светскими праздниками в детском саду проводятся народные праздники и развлечения. Они по своей природе педагогичны, и включают в единое праздничное действие, как детей, так и взрослых. Именно через традиционные праздники народного календаря, детьми приобретается исторический культурный опыт. Осваивается он легко и просто, ибо народные праздники понятны детям и естественны по своей природе. В народной традиции они цикличны и всегда зависели от годового земледельческого календаря русского крестьянина. Это осенние праздники – «Осенины», «Покров». Зимние – Рождество», «Масленица». Весенние – «Благовещение, «Пасха». И летние праздники – «Троица», «Купало».
Народные праздники знакомят детей с традициями, обычаями, обрядами русского народа, неративным (считалками, потешками, закличками) и игровым фольклором.
Очень хорошо по этому поводу высказался известный ученый-антрополог, фольклорист Джеймс Фрэзер. Он сказал: «Народные праздники имеют функции социальной терапии, отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений».
Праздники, которые отмечаются в нашем детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают неподдельный интерес и положительный эмоциональный отклик.
---
Мир детства – мир игры. Это незыблемая формула испокон веков. Дети играли всегда и везде, независимо от времени, возраста, достатка и сословия. На протяжении веков существовал механизм сакральной передачи таинств детской игры, позволяющей ей жить и развиваться.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном процессе сегодня игре уделяется особое внимание. Мы рассмотрим применение народной игры в проведении праздников и развлечений. Русская народная игра – лучшее средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Она развивает мышление, смекалку, ловкость, сноровку. Именно через игру происходит социализация ребенка, профилактика различных фобий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Игры могут быть подражательные, игры с преследованием, игры с выбором, игры с диалогом. Подвижные и спокойные сидя на стульчике.
---
Поскольку народные праздники цикличны, то начинаем мы с осени - Осенины. Это праздник, связанный с огородом, урожаем, посолкой капусты. Он познавательный. Дети знают, что посолке капусты в народе уделялось особое значение, ведь «день – год кормит». В народе целую неделю солили капусту и собирали «помочи». От одной семьи шли в другой дом – помогали. Поскольку семьи были большими, солили капусту бочками. Все – и взрослые, и дети принимали посильное участие в этом процессе. Готовясь к такому празднику, дети разучивают хороводную игру «Вью, вью я капусточку», чтобы капуста уродилась круглой, сочной и большой. Играют в игру «Мы капусту солим, солим», в которой они узнают последовательность самого процесса засолки. Узнают много новых слов и предметов – «сечка», «корыто». На празднике дети сами принимают активное участие в посолке капусты. Они ее рубят сечкой в корыте, и это всегда вызывает у детей живой интерес. Поскольку осень – это огород, играем в игру «Редька». Дети в диалоге, учатся импровизации: «Бабушка дай редечки», «А какой?»
«Большой, маленькой, кучерявенькой», «Да она не поспела», «Зеленая, самой такая нужна» и т. д. Дети придумывают образы, выпрашивают у бабушки редьку. Так через диалог у детей развивается образное мышление.
В осенний период проводят праздник «Покров». Он связан с народной веселой ярмаркой, весельем, каруселями, «кукольными балаганами», торговлей товарами, различными действиями шуточного характера. Играют в игру «Карусель», «Горшки». Игра «Горшки» развивает у детей ловкость, внимание, быстроту реакции и импровизацию в диалоге. Диалог должен быть коротким, смешным и веселым: «Продается горшок?», «А с чем он?», «С грибами, валенками, конфетами», да с чем угодно он может быть. «Покупатель» у «продавца» покупает горшок с товаром, дети по кругу разбегаются в разные стороны, кто скорее добежит до места. Эта игра всегда вызывает у детей смех и веселье.
---
За осенью следуют зимние праздники и развлечения. Это «Рождественские Святки» и «Широкая Масленица». Это уличные праздники. В Рождественские праздники дети устраивают целое представление с ряжеными и козой. Ходят колядовать по группам и на «ссыпчину» играют в различные народные игры – «Шла коза по лесу», «Дударь», которые очень забавляют и развлекают детей. Учат их терпению, дружелюбию, как и сам праздник рождества. Широкая Масленица – это яркий народный праздник, уходящий своими корнями глубоко в древность. Но до наших дней дошли отголоски этого веселого народного праздника, который мы празднуем по сей день. С детьми разучиваются весенние заклички про жаворонков, разучиваются игры «Дуйся пузырь», «Гори, гори ясно», «Царь горы». Последняя игра подвижная. Она веками существовала в традиции народа. Дети соревнуются в быстроте, ловкости, умении первыми «захватить город» или «защитить» его от нападения врага. Эта игра развивает еще и патриотические чувства и чувства солидарности – быть вместе!
---
С весной приходит и «Благовещенье», от слова «Благая весть». Конечно, детям рассказывается смысл этого праздника, о чем он, в чем его суть? В этот день выпускают птиц на волю, солнышко по особому «играет». В старину взрослые в этот день посылали детей за село смотреть на восход солнца. Считалось, что солнышко ярко по особому «играет», «сверкает», «искрится». Это Божий день. Посмотришь на него и будешь здоров. В этот день пекли пирожки в форме птичек, и дети с этими птичками вставали на поветь (возвышенность) и зазывали птиц на весну. В детском саду символично, дети развешивали бумажных птиц на ветке дерева. Разучивали игры «Золотые
ворота», «Заинька». «Золотые ворота» - символ «царских божьих ворот». Игра всегда вызывала у детей интерес и радость.
---
Лето – это особая пора. Дети особенно, любят праздник «Купало». Он связан с водой и в жаркое время года, такие игры всегда по нраву детям.
Не менее интересен праздник «Троицы». Завивание березы и лент на ней. Искали волшебный цветок - Купальницу, происходило много разных чудес и, конечно, играли в игры - «Змея», «Ворон», «Продажный пень». Все эти игры
играются на улице, где много места. Игры подвижные, быстрые и требуют большого пространства.
---
РНИ могут использоваться не только в праздниках народного календаря, но и в театральной деятельности, например, в сюжетных, бытовых или волшебных сказках. Это могут быть и светские календарные праздники – новый год, 8 марта, а также любые летние развлечения на воздухе.
Народные игры, применяемые в праздниках и развлечениях интересны и выразительны и разнообразны. В наш технократический век они особенно актуальны, поскольку дети мало двигаются. Наши воспитанники с большим удовольствием, а самое главное с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного народа, создается эмоциональная, положительная основа для развития духовных, патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Способствуют совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.
---
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых через игру - важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. Мы должны сохранить народные праздники для себя, наших детей и потомков. Ведь игры и праздники наших прадедов и дедов – это душа народа!