Галина Грачёва
Русские народные игры — источник житейской мудрости.
▼ Скачать + Заказать документы
«Русские народные игры –
источник житейской мудрости»
«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
более глубоко и радостно поймём значение
творимого нами настоящего»
А. М. Горький
Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение. В концепции дошкольного воспитания обращено внимание на необходимость обогатить современный детский сад забытыми народными играми.
Публикация «Русские народные игры — источник житейской мудрости,» размещена в разделах
Русские народные игры были впервые собраны и обработаны Е. А. Покровским в книге «Детские игры, преимущественно русские», выпушенной в 1895 г. Е. А. Покровский выделял педагогическое значение игр, их роль в представлении детей широкой возможности проявления собственной инициативы, организованного поведения в обществе сверстников, приобретение жизненного опыта.
Богатство содержания, разнообразие форм, простота, высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, наличие таких элементов, как игровой зачин, считалки, заклички и приговоры, разыгрывание фантов, выбор водящего, образность содержания – особенности народных игр. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, удальству, молодечеству, движениям. Среди них такие игры, как: «Колпачок», «Овцы и волки», «Уголки», «У медведя во бору», «Краски», «Да и нет», «Лапта», «Змейка», «Классы», «Золотые ворота», «Гори, гори, ясно», «Прятки» и др.
Учёные давно заметили, что седая старина вдруг удивительным образом оживает в детский играх. Анализ различных вариантов игр позволяет нам раскрыть перед детьми мудрость и жизненный опыт народа.
В группах раннего возраста мы используем народные игры, обращённые индивидуально к малышу. Его забавляют, развлекают несложными играми, играми-прибаутками. Тут и «Ладушки», и «Сорока- ворона», и «Петушок-золотой гребешок». Подрастает ребёнок, приходит черёд пестушкам, да потешкам. Потешки хоть и просты, а несут свой смысл «урок» : бодатая коза грозит рогами тем, «кто каши не ест, молока не пьёт».
В совместной деятельности на прогулке, во время наблюдения за погодой воспитатель учит с детьми старших групп заклички и приговоры к солнцу, радуге, дождю, ветру. Например, «Дождик, дождик, дождик лей, чтобы было веселей, мои гуси дома, не боятся грома», или «Радуга, дуга, не давай дождя, давай солнышко, из-под брёвнышка», поигрывая всё это с детьми.
Проходят столетия, меняются условия жизни, меняется мировоззрение народа, старинные обряды теряют в глазах взрослых былую ценность. Почему же они так долго сохраняются в детских играх? Дело в том, что дети в процессе игры, приобретают ценные для жизни качества. Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованны. Например, с каким желанием, выдумкой дети старшего возраста передают характер героев игр «Коршун и наседка», где коршуну нужно утащить цыплёнка, а курице защитить своего детёныша; в игре «Гуси- лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям убежать от него. Если возьмём игру «Овцы и волки», то найдём в ней развёрнутую детскую драму с развёрнутым сюжетом, логически обоснованным и ярким развитием действия. Исполняя эти роли, дети воображают не только характеры героев, но и действия, движения.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни сдвижением. Это игры хороводные. Действие здесь осуществляется в ритме, словах и текстах, ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне («Каравай», «Колпачок», «А мы просо сеяли», «Яблонька» и др.) Эти игры мы используем на ОД по музыке, по физической культуре, праздниках «День именинника», на прогулках и при планировании совместной деятельности. Широко ведём пропаганду русских народных игр в работе с родителями. При методическом кабинете составили самодельный сборник народных игр, которые могут использовать родители в практике семейного воспитания.
Вначале учебного года проводится диагностика детей старшего возраста в форме беседы: «Ваши любимые игры? Как вы относитесь к народным играм? Какие роли предпочитаете? В какие игры любили играть ваши мамы и папы, бабушки и дедушки?».
Можно организовать кружок «Подвижные народные игры». Цель такой работы заключается в том, чтобы, знакомя детей с народными играми, возродить добрую традицию – передавать игровой опыт прежних поколений, воспитывать у детей интерес к народным играм. Работа кружка проводится в разных формах: игра-соревнование «Кто больше знает считалок?», конкурс рисунков на народную тематику, «посиделки», эстафета народных причуд и т. д.
В декабре проводим праздник «День подвижной игры». Скоморохи зазывают детей поиграть, свою удаль показать, покататься на карусели, показать свою силу молодецкую. Народные игры проводят с детьми различные сказочные герои: Бабка- Ёжка, костяная ножка; медведь с поводырём; Емелюшка- дурачок и др. Здесь проводим спортивные состязания: перетягивание каната, «бой» подушками на гимнастической скамейке, «Петушиные бои». Этот праздник богат хороводными песнями и русскими плясками. Игры- забавы являются частью праздника «Русские посиделки». Здесь и «Коробейники», «Русс кая баня», «Пляски на табуретках» и др.
В народных играх дети на собственном опыте убеждаются в необходимости по-честному, по-доброму ладить с товарищами. В них дети усваивают такие правила, как: «Играть честно, не обманывая товарищей», «Один за всех, все за одного», «Никому никогда не причиняй боли в игре», «Выдержка, стойкость, терпение».
«Маленькие дети играют, как птица поёт» - эти слова ё мко и образно выделяют главное: игра- естественное состояние ребёнка, его основное занятие. «В игре развиваются силы ребёнка, Твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.»