Елена Федорова
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей
▼ Скачать + Заказать документы
Помимо организованных видов занятий по физкультуре в режиме дня детей дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная активность. Действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью детей можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Публикация «Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей» размещена в разделах
Маленький ребенок производит в разнообразных жизненных ситуациях огромное количество движений, которые способствуют развитию его моторики, важно побуждать делать самим всё, что им посильно, приучая в то же время к правильным движениям бытовой деятельности, играх и на занятиях.
Младшая группа.
Педагог второй младшей группы в начале года в процессе самостоятельных игр детей :
-) приглядывается к воспитанникам;
-) изучает их привычки, интересы, индивидуальные способности физического развития;
-) знакомится с особенностями характера;
-) определяет уровень развития каждого ребенка (2 недели – 1 месяц);
-) знакомится с особенностями развития моторики (выявив недочеты с помощью индивидуальных игр, старается поупражнять, подтянуть до уровня всей группы).
Вызвать интерес у малыша к активности помогает:
-) благоприятная окружающая обстановка;
-) достаточно места свободно подвигаться в группе или на площадке;
-) интересные игры и пособия;
-) создание условий для безопасной среды самостоятельной двигательной активности.
Ребенку этого возраста свойственно желание делать то, что и остальные. (кто-то играет машинкой и мне надо, поэтому целесообразно ограничивать наименование пособий, а увеличивать их количество (например велосипед необходимо вносить в группу не один раз в день на не слишком длительный период времени и следить за очередностью- не один, а все).
В этом возрасте быстро пропадает интерес, к одной и той же игрушке, тому или иному движению. Воспитатель должен:
-) учить детей и формировать навыки по правилам безопасного поведения в группе и на участке детского сада;
-) поддерживать интерес к движению, в котором необходимо поупражняться, предложив другой вариант игры;
-) не следует тщательно опекать действия детей непосредственным руководством;
-) вовремя оказать кому-то конкретную помощь, кому просто напомнить, как и что нужно сделать, поощрить, подбодрить;
-) включать в повышение двигательной активности импровизацию движения под музыку (повышается эмоциональное наслаждение в часы досуга и самостоятельных игр);
-) целесообразно распределять двигательную активность в течении дня, особенно в его второй половине.
Процесс воспроизведения движения ребенок часто сопровождает собственно речью, в ней он отражает то, что еще не умеет передать выразительностью движения (прыгаю, как мячик, хожу тихо как кошка, поэтому необходимо включать в изучение движений знакомые ребенка персонажи для подражания.
Для активизации двигательной деятельности детей большое значение имеет личное общение с педагогом, с более старшими и опытными товарищами. Не менее необходимо, чтобы все родители обеспечили своих детей нужной для занятий в помещении и на открытом воздухе одеждой и обувью, т. к. прогулки представляют наилучшие возможности для активизации двигательной активности.
Средняя группа.
Создание благоприятной окружающей обстановки, организация свободного места и подбор игрушек – остается одним из путей повышения двигательной активности детей, помогает ей развернуться с наибольшей полнотой. Значительное развитие в этом возрасте получает:
-) сюжетно- ролевая игра;
-) поощрение самостоятельных, подвижных, индивидуальных игр с различными предметами и игрушками;
-) организация разнообразных спортивных развлечений на прогулках;
-) индивидуальная работа;
-) подбор рационального соотношения активных действий (не злоупотреблять, не уклоняться);
-) систематически отрабатывать с детьми правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада.
Старшая группа.
В старшей группе деятельность детей все больше насыщена играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определенных волевых усилий, смелости, находчивости. Для этого воспитатель должен организовать:
-) двигательную активность утром и вечером во время прогулок;
-) разнообразие игр: подвижные, строительные, сюжетно- ролевые;
-) участие в спортивных упражнениях с чередованием их интенсивности;
-) предоставление достаточного количества предметов для подвижных игр (скакалок, кольцебросов, мячей, обручей и т. д.).
-) зарядку- как средство введения в обычный режим утром (в это время целесообразно проводить индивидуальную работу, учитывая индивидуальные особенности детей).
В старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать уже знакомые подвижные игры, но в задачу педагога входит:
-) повторить с детьми правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада;
-) предложить объединиться в небольшие группы по интересам;
-) помочь выбрать ведущего;
-) напомнить правила;
-) поощрить продолжение начатой игры;
-) стимулировать участие более спокойных, застенчивых детей;
-) обеспечить смену разных видов деятельности;
-) поддерживать совместную самостоятельную двигательную активность мальчиков и девочек, чтобы они играли дружно.
Подготовительная группа.
Самостоятельная двигательная деятельность ребенка 6 лет нередко определяется довольно устойчивым его интересом к тому или другому виду движений, стремлением добиться хорошего результата. Поэтому воспитателю надо следить, чтобы дети упражнялись и в тех видах и способах движений, которыми они владеют хуже. Педагог поддерживает попытки ребенка помочь товарищу овладеть трудным для него упражнением, а для этого:
-) в распоряжении детей должен быть игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующие разнообразную двигательную активность.
-) размещение оборудования на участке должно быть продуманно, периодически меняться для поддержания интереса к различным видам движений.
Педагог должен:
-) повторить с детьми правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада;
-) избегать чрезмерной регламентации деятельности ребенка;
-) предоставлять ему больше самостоятельности;
-) не стеснять инициативу, стремление к творчеству;
-) развивать организаторские способности;
-) поддерживать самостоятельную организацию детьми подвижных игр с соревновательными моментами;
-) следить за деятельностью группы в течении всего дня (привлечь засидевшихся детей к подвижным играм, переключить к более спокойным играм уже набегавшихся);
-) желательно участвовать воспитателю (личный пример, повышается интерес детей к двигательной активности, позволяет тонко и ненавязчиво следить за всей группой и каждым ребенком в отдельности).
На прогулке дети широко применяют уже освоенные навыки и умения, по собственной инициативности организуют игры: на лыжах, езду на самокатах, велосипедах, самостоятельно соблюдают правила (безопасности и дорожного движения)
Самостоятельная двигательная деятельность мальчиков и девочек не должна значительно отличаться. И тем и другим полезны разнообразные игры и физические упражнения.