Екатерина Насонова
Собрание «Как способствовать развитию речи детей 4–5 лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Собрание "Устный журнал"
Тема: «Как способствовать развитию речи детей 4 – 5 лет?»
Воспитатели: Насонова Е. С., Минина Ю. Ю.
Цель: раскрыть значение развития речи во всестороннем развитии личности ребёнка, повысить культуру родителей в вопросе развития речи детей 4 – 5 лет.
Публикация «Собрание „Как способствовать развитию речи детей 4–5 лет?“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития;
- познакомить с речевыми играми и приёмами, которые можно использовать для развития речи детей;
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Форма проведения: «устный журнал».
Участники: родители и педагоги группы «Колокольчик»
Предварительная работа:
- анкетирование с целью выявления актуальных для родителей проблем.
- наглядная информация для родителей «Развитие речевых умений детей 4 – 5 лет».
Наглядные и демонстрационные материалы:
- презентация
- карточки с заданиями, карточки со словами, карточки со словосочетаниями, с текстами, игрушки: зайчик, медвежонок, картина
- видеосюжеты
- памятки.
Ход мероприятия:
Вводная часть: (3 – 5 мин)
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашей встрече. Проанализировав анкеты, предложенные вам в начале года, мы определили ряд вопросов, актуальных для вас. Сегодня мы обсудим один из них. Итак, наша встреча пройдёт в форме «Устного журнала». Тема сегодняшнего выпуска «Как способствовать развитию речи детей 4 – 5 лет?» Тему мы выбрали не случайно. Развитие речи детей – очень сложная проблема современного мира. У большинства детей существуют трудности в звукопроизношении. Словарный запас детей ещё беден. Также возникают сложности в образовании грамматических форм разных частей речи. Всё это необходимо для развития связной речи. Поэтому работу по развитию речи необходимо начинать как можно раньше и проводить её целенаправленно и систематически.
В номере мы освятим теоретические вопросы о значении развития речи и направлениях данной работы и рассмотрим практические задания, упражнения и игры, которые способствуют развитию речи детей 4 – 5 лет. В начале, давайте немного разомнёмся и поиграем.
Коммуникативная игра «Комплимент»
Родители передают друг другу игрушку и говорят комплимент соседу.
Основная часть: (30 – 4о мин)
Первая страница. Рубрика «Теоретические основы».
Начнём мы с определения. Как можно его сформулировать? Что такое речь?
(ответы родителей).
1 слайд – определение речи :
Речь – это основное средство общения между людьми.
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива (энциклопедический словарь).
2 слайд – высказывание Н. К. Крупской о значении развития речи. Н. К. Крупская считала «речь основой умственного воспитания; словарь, его богатство — важной стороной речи. Словарь детей должен отражать их знания об окружающем, особенно знания о жизни людей, их труде. Поэтому следует обращать особое внимание на развитие речи с самого раннего возраста»
- Речь выполняет определённые функции. Для чего нужна речь?
(ответы родителей)
- Молодцы, вы всё правильно отметили. Подытожив ваши слова, все функции можно разделить на три группы:
* коммуникативная (речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информации, побуждением к действию,
*регулирующая (речь играет важную роль в развитии произвольного поведения ребёнка).
*программирующая (речь помогает понять различные действия и поведение)
3 слайд – функции речи.
4 слайд – направления работы.
- Работа по развитию речи детей идёт в четырё х направлениях:
1. воспитание звуковой культуры речи;
2. словарная работа;
3. формирование грамматического строя речи;
4. развитие связной речи.
Рассмотрим подробнее каждое направление работы развития речи детей на примере практических заданий, упражнений и игр.
Вторая страница. Рубрика «формирование звуковой культуры речи».
5 слайд - формирование звуковой культуры речи.
Формирование звуковой культуры речи включает :
• формирование правильного произношения всех звуков отдельно и в речи;
• умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности;
• развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.
Правильному произношению звуков в речи способствуют скороговорки, стихи, потешки, считалки.
6 слайд – символ игрового задания.
Давайте и мы с вами попробуем произнести скороговорку: «У четырёх черепах было по четыре черепашонка».
Сначала произнесём скороговорку медленно, проговаривая каждое слово (произносят).
А теперь быстрее.
Сейчас произнесём эту скороговорку с разной громкостью (Руки воспитателя расставлены широко – произносить надо громко, руки на небольшом расстоянии друг от друга – надо произносить тихо, шёпотом).
Мы предлагаем вам ещё одно задание: вам нужно произнести одну и ту же фразу с разной интонацией (карточки для каждой группы родителей).
Например: «Как хорошо».
Произнесите эту фразу с разной интонацией:
1. вопросительно,
2. восклицательно,
3. повествовательно.
Молодцы, все отлично справились с заданиями.
Третья страница журнала. Рубрика «Словарная работа».
7 слайд - словарная работа.
Словарная работа включает в себя:
*обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
*закрепление и уточнение словаря;
* активизация словаря;
*устранение из речи детей нелитературных слов : диалектных, просторечных, жаргонных.
Хотим предложить вам игровое задание «Аукцион прилагательных». Перед вами игрушка (зайчик). Подберите слова, с помощью которых можно описать эту игрушку. Слова должны отвечать на вопросы: какой, какая, какие? Команды будут отвечать по очереди. Если команда затрудняется в ответе, другая команда может помочь.
Молодцы, хорошо справились с заданием, назвали много признаков игрушки.
В словарной работе большое внимание уделяется синонимам, антонимам, омонимам. 8 слайд – синонимы, антонимы, омонимы.
В работе с детьми определения не употребляются, работа проводится на примерах слов и словосочетаний.
Теперь предлагаем вам выступить в роли воспитателя. Вам нужно провести игры: «Скажи по – другому», направленная на подбор синонимов, и «Скажи наоборот», направленная на подбор антонимов. Вам будет дано время: 3 минуты, в течение этого времени вам надо продумать слова, к которым можно подобрать антонимы или синонимы и предоставить это задание другой команде, которая выступит в роли детей.
(Задание каждой команде расписано подробно на карточках. Каждая команда проводит свою игру, в соответствии с выбором).
Родители готовятся и проводят игры, в случае необходимости воспитатели помогают.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Грамотно выступили в роли воспитателей и справились с заданиями в роли детей.
Четвёртая страница. Рубрика «Формирование грамматического строя речи».
9 слайд – формирование грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи включает :
*образование форм падежей единственного и множественного числа существительных;
*согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (особое внимание на окончание слов);
*понимание и употребление предлогов (в, под, между, на, за);
*образование от существительных других частей речи (сахар – сахарница, мыло – мылит, добро – добрый).
10 слайд – символ игрового задания
Сейчас предлагаем вам следующие задания:
«Исправь ошибки». Вам представлены словосочетания (на карточках каждой команде). Вам надо исправить ошибки в согласовании частей речи между собой. На это у вас будет три минуты.
Родители выполняют задания и отвечают.
Следующее задание: вам нужно образовать глаголы от имён существительных (карточки со словами для команд). На это задание время – две минуты.
Молодцы, все справились с заданиями.
Пятая страница. Рубрика «Развитие связной речи».
11 слайд - развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи включает в себя :
*составление описательного рассказа предмета;
* составление рассказа по картине;
*составление рассказов на темы из личного опыта;
* придумывание новой сказки: введение нового героя, придумывание новой концовки сказки.
Сейчас хотим предложить вам задание, которое приготовили дети «Устами младенца». Мы будем просматривать видеозаписи, на которых дети объясняли значение определённых слов. Вам надо будет назвать эти слова. Как только вы поймёте, о чём идет речь, поднимайте руку и отвечайте.
Видеосюжеты с объяснениями значений слов.
Следующее задание.
Вам мы предлагаем задание «Придумай новую сказку». Вам будут предложены герои из народных сказок и дано время для обсуждения. Вам необходимо придумать новую сказку и продемонстрировать её.
(Родители выбирают героев, сочиняют сказку, выступают. Участвуют все вместе).
Молодцы. Ваша сказка очень интересная.
Заключительная часть: (3 – 4 минуты)
Шестая страница. Рубрика «Проверь себя».
Мы предлагаем вам «Мозговой штурм», где необходимо ответить на вопросы. Отвечать могут все желающие.
1. Перечислите направления работы по развитию речи детей.
2. Что включает в себя словарная работа?
3. Приведите примеры игр и заданий, направленных на развитие речи.
4. Как способствовать развитию речи детей 4 – 5 лет?
Молодцы. Какие вопросы у вас есть вопросы по теме собрания? Мы готовы на них ответить. Мы бы хотели, чтобы вы поделились своими впечатлениями, от нашего мероприятия. Мы предлагаем вам листочки, где вы всё отметите.
В конце нашей встречи хотелось бы озвучить проект решения родительского собрания :
Способствовать развитию речи детей посредством различных игр, упражнений и заданий, посредством ежедневных бесед с детьми на различные темы, посредством чтения художественной литературы с дальнейшим её обсуждением. Мы предлагаем вам памятки с некоторыми играми и заданиями