Сержантова Лилия
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Командир моего организма — мозг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Командир моего организма – мозг».
Цель:
Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Командир моего организма — мозг“» размещена в разделах
- дать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам.
- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
- познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.
Развивающие:
- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение детей к своему организму.
Объяснение технологии: цель здоровьесберегающей технологии-обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Методы и приемы:
Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Наглядные: показ, демонстрация;
Словесные: беседа, вопрос-ответ;
Игровые: игровые упражнения;
Практические: упражнения.
Средства обучения:
Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточка мозг, череп, грецкие орехи, карточки с изображением органов чувств, схема «Цветовые центры мозга», рисунок с изображением кораблика, правила «Как сохранить мозг здоровым»).
Тарелка с продуктами (булка, апельсин, чеснок, три стакана воды, различной на вкус (солёная, сладкая, кислая, чайная ложка на каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, грецкие орехи.
Активизация словаря:
Центр зрения, слуха, осязания и обоняния, извилины, кора мозга.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях перед мольбертом. Воспитатель задает вопросы детям:
-Кто такой командир? (Ответы детей)
- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?
(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга)
- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке (цветная таблица с изображением черепа) .Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.
- На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга) .
- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
- У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
-Наш мозг можно сравнить с компьютером – (Картинка). Почему? (Ответы детей.)
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
-Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Воспитатель проводит пять игровых упражнений.
-Давайте поиграем.
Игровое упражнение
«Угадай, кто тебя позвал?»
Один ребенок отворачивается, а остальные по очереди называют его имя. Ребенок-водящий угадывает голоса товарищей.
-Кто, Саша, тебе подсказал, что это был голос Сережи? (Память).
-При помощи чего ты узнал его голос? (Ушей). Это первый наш помощник.
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми,
хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Игровое упражнение
«Определи на вкус».
Воспитатель предлагает детям попробовать прозрачную воду из трех стаканов, приглашая три человека одновременно.
-Что же ваша память вам подсказывает? (В первом стакане вода кислая, во втором - соленая, в третьем - сладкая). От кого вашему «командиру» - мозгу пришло такое сообщение? (От языка). Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Это второй помощник.
Игровое упражнение
«Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится на тарелке (апельсин, чеснок, хлеб).
- Ребята, под этой салфеткой кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Нос – третий помощник. (Дети поочередно выполняют задание) .
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).
Игровое упражнение
«Узнай друга».
Из группы детей выбираются два человека. С закрытыми глазами они «исследуют» других детей, касаясь руками головы, волос, одежды.
-Кто же тебе подсказал, что это был Саша? (Память). А от кого мозг принял донесение, что это был Саша? Это наши руки – четвертый помощник.
Игровое упражнение
«Зрительный диктант».
Дети садятся за столы. Воспитатель несколько секунд показывает рисунок с корабликом. Дети должны нарисовать увиденное изображение на листе. (Дети выполняют задание).
-Кто передал мозгу эти сведения? (Глаза).
-Кто подсказал, что это кораблик? (Память).
-От кого мозг принял сигнал? (От глаз) Это пятый помощник.
Гимнастика для глаз «Белка».
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и открыть).
Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).
-Давайте рассмотрим с вами схему «Цветовые центры мозга» : зрительный слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. (Воспитатель показывает схему) .
-Теперь вы знаете, почему я наш мозг все время называю «командиром»? (Ответы детей). Мозг в считанные секунды принимает сигналы, поступающие из различных органов тела, сортирует их, а затем посылает команды всем частям тела (пальцам, векам, ногам, носу, плечам) выполнить то или иное действие. Все эти центры мозга умеют работать вместе, вот как мы с вами.
-А как сохранить мозг здоровым? Что для этого необходимо делать? (Ответы детей). На мольберте правила «Как сохранить мозг здоровым» :
Делать зарядку;
Соблюдать режим;
Правильно питаться;
Быть на свежем воздухе;
Узнавать новое.
-Это те правила, которые мы с вами выполняем в детском саду постоянно.
-Хорошо поработали, все молодцы.