Федоткина Галина Павловна
Конспект занятия по ручному труду «Тюменский ковер». Коллективная работа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание картины в качестве подарка
Задачи:
• Познакомить с тюменским ковром, его историей, особенностями
• Учить выполнять ковер из коротких цветных нитей, насыпая их на смазанные клеем силуэты растительных (цветы, листья) элементов узора, в последнюю очередь наклеивать черные короткие нити на фон.
• Способствовать развитию творческих способностей.
• Развивать мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие
• Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Материалы и инструменты:
Публикация «Конспект занятия по ручному труду „Тюменский ковер“, Коллективная работа» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Силуэты листьев, цветов;
• Лист ватмана
• Ножницы простые;
• Кусочки нарезанных нитей (черные, зелёные, красные) в разных розетках;
• Клей ПВА:
• Кисточки;
Зрительный ряд:
Тюменский ковер, фото различных тюменских ковров.
Словарная работа: ветхий, экспонат
Ход НОД
I. Вводная часть
Приветствие «Здравствуйте, те, у кого косички»
У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «здравствуйте»).
II. Основная часть
Стук в дверь. Почтальон приносит посылку и уточняет адрес у детей
Почтальон: Ребята пришла посылку для детей из группы «Ромашка».
Дети: это мы, это для нас.
Почтальон: Сейчас проверим – назовите полный адрес.
Дети: Г. Тюмень, ул. Шишкова 82/а, гр. «Ромашка»
Почтальон передает посылку и уходит
Воспитатель: ребята кто-то из вас ждал посылку если ждали то, от кого?
Дети: (рассуждения детей - от кого можно ждать посылку) .
Воспитатель: Ребята может нам её открыть и посмотреть, что внутри?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель с детьми достают из посылки ковер
Дети сразу узнают, что это «ТЮМЕНСКИЙ КОВЕР» (сотканный тюменскими коврами)
Дети разложили ковер и рассматривают, сравнивая его с групповым ковром.
Воспитатель: ребята давайте сравним два этих ковра? По размеру
Дети: (рассуждение детей - тот, что прислали меньше размером нашего ковра в группе,
Воспитатель: по мягкости
Дети: (рассуждение детей - наш с мягким, большим ворсом сверху и с твердой и прочной основой снизу, ковер из посылки с маленьким ворсом, но мягкий и практически одинаковый с двух сторон,
Воспитатель: по цвету
Дети: (рассуждение детей - у нашего бежевый фон и коричневые треугольники разного размера, а у ковра из посылки на черном фоне ярко-красные, алые цветы в центре и каймой по краю)
Воспитатель: наш ковер новый, а тот который из посылки ковер - ВЕТХИЙ
(т. е. старый, состарившийся).
После того как ковры сравнили.
Воспитатель: интересно ребята, кто прислал нам ковер?
Дети: (рассуждения детей – от кого). На дне посылки дети находят письмо.
ПИСЬМО
От: Бабушки из деревни Березовка
Кому: Внучке Галине
Здравствуй дорогая внученька,
в последний свой приезд ко мне, ты рассказывала, что вы с ребятами собираете, в своей группе, мини музей предметов ТЮМЕНСКИХ РЕМЕСЕЛ. И я, подумав, решила отправить для вашего музея ковер моей мамы. Она сама его ткала, когда работала на ковровой фабрике, которая находилась в вашем городе Тюмени.
Если ковер займет достойное место в вашем мини- музее,
я буду очень рада.
С любовью твоя бабушка.
Воспитатель: теперь понятно от кого эта посылка. Ребята, прежде чем пополнить музей новым экспонатом, вам интересно было бы узнать историю Тюменских ковров?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -
(фото №1) Такие ковры делали мастерицы в нашей Тюменской области, поэтому ковры и называются ТЮМЕНСКИЕ.
(фото 2) Давно, когда еще не было ваших бабушек и дедушек, такие ковры не умели делать в нашем крае, но люди приезжали из других районов и привезли с собой умение ткать ковры.
(фото 3) Сначала такие ковры ткали для красоты, украшали стены дома, клали на сундуки.
(фото 4) те далекие времена все ездили на лошадях,
(фото 5) в зимнее время накрывали лошадь ковром и стелили в сани. А позже стали ткать ковры на продажу. Самый первый ковер был выткан в селе Каменское, которое находиться недалеко от Тюмени.
(фото 6) А позже появились целые ковровые фабрики в городах Тюмени, Ишиме, Тобольске. Раньше девочек начинали учить изготавливать ковры, когда им исполнилось семь лет.
(фото 7) В основе узора на тюменских коврах были белые лебеди или лошадиные головы в венках из цветов.
(фото 8) Многие мастерицы в середине ковра изображали цветы (розы, маки) чаще ярко-красных цветов, и зеленые листья на черном фоне.
(фото 9) Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цвета на ковре символизировало могущество и богатство.
(фото 10) Посмотрите внимательно фото, такой же ковер прислала нам бабушка для музея.
Вы, наверное, устали сидеть, можно и размяться.
Физминутка «Алые цветы».
Мы работали, устали.
Дружно на ковёр все встали.
Ручками похлопали - 1. 2. 3.
Ножками потопали - 1. 2. 3.
Встали, сели.
Друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём,
И думать дальше начнём.
Воспитатель: Ребята, как же нам отблагодарить мою бабушку за новый экспонат - Тюменский ковер, для нашего мини - музея?
Дети: (рассуждение детей).
В результате рассуждений дети приходят к единому мнению изготовить подобный ковер в подарок в технике аппликация нитками.
Дети объединяются в три подгруппы путем деления в игровой форме «Найди сестер каждой ниточке»
1подгруппа – обводит силуэты цветов и листьев, измельчают резаные нитки в «пух»
2 подгруппа – мажет клеем обведенные силуэты,
3 подгруппа – выкладывает «пух» на силуэты смазанные клеем.
В ходе работы подгруппы меняются по условному сигналу (звон колокольчика)
Перед работой вспоминаем технику безопасности при работе с ножницами
Воспитатель: Ребята мы с вами будем работать с ножницами. Кто может нам всем напомнить технику безопасности
Дети:
1. Хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал другой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Воспитатель объясняет детям последовательность работы: обвести шаблон цветка и листьев на ватман.
Приступить к нарезанию ниток в «пух». Здесь нужно набраться терпения, процесс трудоёмкий и требует физических усилий кистей рук. Чем мельче будут нарезаны нитки, тем аккуратней будет выглядеть работа.
Клеим поочерёдно: первыми будем клеить прожилки у мака (розовым цветом) согласно орнаменту ковра, предварительно намазав это место клеем. На основу из картона равномерно нанести клей и приклеить нитки.
Затем клеим маки и окантовку по краю ковра (красным цветом).
Не забываем и про листочки (зеленым цветом). Нанести на листок клей ПВА, Затем распределив его по всей поверхности листочка начать наносить на клей нитки зелёного цвета.
Воспитатель: Какая кропотливая работа, устали наши глазки, ручки и спинки.
Предлагаю сделать зарядку.
Физминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели…
Вновь за дело. (выполняем 2 раза)
В последнюю очередь заполняем фон нитями – «Пухом» черного цвета. (Дети продолжают работать, звучит тихая музыка).
После завершения работы, дети наводят порядок на своих рабочих местах.
Воспитатель: Ковер у нас получился как настоящий.
Тюменский ковер
Сказочное чудо на стене: Яркие, огромные цветы
Праздничной, особой красоты
На чудесном сотканном ковре
Как вы думаете, бабушка будет рада получить наш ковер в подарок?
Дети: (рассуждение детей).
Дети оставляют ковер для того, чтобы клей подсох.
III. Заключительный этап
Рефлексия занятия
В конце занятия дети с воспитателем помещают присланный бабушкой ковер в свой мини-музей.
Воспитатель: Кто помнит, как называют этот ковер
Дети: (ответы детей) «Тюменский»
Воспитатель: Почему его называют «Тюменский»
Дети: (ответы детей) Его ткали в нашем городе Тюмени
Воспитатель: Где использовали ковры
Дети: (ответы детей – для украшения дома, для укрывания зимой лошадей)
Воспитатель:
Дети:
Воспитатель: Мы справились на отлично теперь можно и поиграть
П. игра «Иголка, нитка и узелок»
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг