Татьяна Ивановна Маркова
Ручной труд как средство подготовки дошкольников к письму
«Ручной труд, как средство подготовки дошкольника к пис ьму»
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы формирования готовности к обучению в школе. Программа первого класса построена так, что раздел поэлементного написания букв и цифр сведен до минимума, и уже с первых недель требует от ребенка безотрывного написания слов. Письмо сложный навык. Подготовка к обучению письму требует специальную систему игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Публикация «Ручной труд как средство подготовки дошкольников к письму» размещена в разделах
Особую роль в подготовке руки к письму играет ручной труд : объемная аппликация, квилинг, оригами. Ручной труд тесно взаимосвязан с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе ручного труда и письма формируется учебная поза ребенка, он учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движение руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе усвоения ручного труда и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета ручного труда, знака (письмо).
Выбор ручного труда : аппликации, квилинга, оригами, как средство подготовки руки к овладению графикой письма обусловлен им широкими возможностями, а именно тем, что в процессе ручного труда развивается дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание и развитие тонких движений руки и зрительно – двигательной координацией.
Развитие мелкой моторики является одним из важнейших задач в развитии ребенка.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей во время освоения техники объемной аппликации, квилинга, оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, скручивание, обрывание. В процессе дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей. Осязательное восприятие связано с движением рук. Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике объемной аппликации, квилинга, оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества, как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Развитая мелкая моторика является важным показателем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.