Людмила Судьина
РППС (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩАЯ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
СРЕДА
«НЕЗАБУДКИ»
Воспитатель: Судьина Л. А.
Дудинка - 2022
Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является развивающая предметно - пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.
Публикация «РППС (старшая группа)» размещена в разделах
Условиями полноценного функционирования группы является её методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение оборудованием и пособиями, а также игровым материалом для детей.
Требования к условиям реализации программы дошкольного образования согласно ФГОС включают и требования к развивающей предметно пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей. -
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
* игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; .
* эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
* возможность самовыражения детей.
2) Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Поли функциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;
* наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: .
* доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
» исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Содержание модулей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Центр Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие”
Задачи:
развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу.
Патриотический уголок
Центр ПДД
Образовательная область «Познавательное развитие"
Задачи:
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира;
сенсорное развитие.
Центр Давай посчитаем
Образовательная область " Речевое развитие»
Задачи:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Центр АБВГД-ка, Центр Театрализованных игр, Центр ряжения
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Задачи:
развитие продуктивной деятельности детей;
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
развитие музыкально — художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Примерный перечень зон для организации РППС :
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных I
материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с
литературой, выставка детского творчества, центр патриотического
воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для
организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. .
Задачи:
- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к своей семье, сообществу детей и взрослых в детском саду;
- формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ИГРОВОЙ ЦЕНТР
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» :
1. Накидки пелерины для детей;
2. Набор парикмахера;
3. Журналы причёсок.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» :
1. Касса, весы;
2. Кондитерские изделия; ,
3. Хлебобулочные изделия;
4. Корзины, кошельки, сумки;
5. Предметы-заместители;
6. Овощи, фрукты.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» :
1. Медицинские халаты и шапочки;
2. Набор доктора;
3. Таблица для проверки зрения;
4’. Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» :
1. Комплект кукольной мебели;
2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
3. Куклы, одежда для кукол;
4. Коляски;
5. Комплект пастельных принадлежностей для кукол;
6. Гладильная доска, утюги.
Сюжетно-ролевая игра «Шофёр» :
1. Рули;
2. Инструменты;
3. Разнообразные машины;
4. Фуражка регулировщика;
5. Жезл, свисток;
Сюжетно-ролевая игра «Стройка» :
1. Строительный материал: крупный и мелкий;
2. Строительные инструменты;
3. Каски.
УГОЛОК ППД
1. Макет перекрёстка и улицы;
2. Дорожные знаки;
3. Различные виды транспорта;
4. Настольные и дидактические игры по ПДД;
5. Полицейская кепка инспектора ГИБДД, жезлы.
6. Рули.
7. Ковер с изображением уличного движения
УГОЛОК ТРУДА
1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки.
2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, пулевизаторы, клеёнки;
3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. .
Задачи:
- формирование навыков познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- формирование элементарных математических представлений;
- сенсорное развитие.
УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
1. Занимательный и познавательный материал по математике. Логико-математические игры: «Палочки Кюизенера»; «Блоки Дьеныша»; «Сложи квадрат»
2. Наборы геометрических фигур;
3. Дидактические игры: «Цвет и форма», «Веселая логика», «Геометрические формы», «Найди похожий по форме», «Фигуры», «Найди различия», «Цвета и фигуры», «Круглое домино», «Цифры», «Сложи узор», «Пришей пуговицу», «Сосчитай».
4. Математическая картотека: загадок, пословиц и поговорок, математических считалок, задач в стихах, стихотворений, сказок о числах и цифрах, задач шуток, головоломок и потешек.
ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
1. Матрешка
2. Пирамидки
3. Вкладыши
УГОЛОК ПРИРОДЫ
1. Природный материал;
2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
1. Ящики для рассады, вазы для цветов;
2. Дневник наблюдений за растениями
3. Дидактические игры по экологии;
4. Сюжетные картинки «Времена года»;
5. Наборы картин: «В мире растений», «Живая природа»;
6. Альбом «Наш веселый огород», «Золотая осень».
ЛАБОРАТОРИЯ
1. Демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс, стекло;
3. Колбочки, пробирки, мерные стаканчики;
4. Часы механические, песочные;
5. Термометр для воды;
6. Микроскоп детский;
7. Ёмкости с крупами.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: создание условий для овладения речью как средством общения и культуры.
Задачи:
- обогащать активный словарь детей;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- знакомить с книжной культурой, различными жанрами детской литературы.
1. Гимнастики:
- артикуляционная,
- дыхательная,
- пальчиковая,
- физкультминутки.
2. Материалы для заучивания:
Л - загадки,
- считалки,
- скороговорки.
3. Предметные картинки: игрушки, посуда, одежда, обувь, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, музыкальные инструменты.
4. Парные картинки.
5. Сюжетные картинки с простым сюжетом с одним действующим
. лицом.
6. Сюжетные картинки многоплановые (игры и труд детей, жизнь
животных, труд взрослых).
7. Серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием для пересказа знакомых сказок. .
8. Разрезные картинки.
9. Иллюстративный материал по временам года.
10. Иллюстрации о труде взрослых.
11. Материалы по грамматике
- «один - много» - окончание существительных множественного числа в родительном падеже (стул - стульев, кресло - кресел.)
- «Чей хвост» (лисий, кошачий, медвежий, собачий);
- игра с картинками «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов);
- образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: утёнок - утята, жеребёнок - жеребята.
- употребление предлогов.
- дид. игры «Мой, моя, моё, мои», «Два и пять».
12. Материалы по словообразованию.
- «У кого какая мама?»;
- «Назови посуду»;.
- «Назови профессию»;
- «Назови спортсмена»;
13. Дидактические игры.
УГОЛОК «НАША БИБЛИОТЕКА»
1. Оборудование: хорошо освещённое место, мягкие модули для детей, стол - модуль для книг.
2. Художественная литература.
2.1. Соответствие содержания возрасту детей.
3. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с художественной литературой, к знакомым сказкам.
4. Детская познавательная литература.
5. Новые книги появляются в соответствии с программой по ознакомлению с художественной литературой.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: создание условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру через реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивно-модельной).
Задачи:
- формировать элементарные представления о видах искусства;
- развивать ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.
УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования;
2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные доски;
3. Материал для аппликации и ручного труда: клей - карандаш, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон.
УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО – КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
(ДЛЯ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;
2. Пластмассовый напольный конструктор;
3. Мозаика; .
4. Пазлы;
5. Игрушки со шнуровками и застёжками;
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;
7. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
1. Дудочки;
2. Шумелки
3. Гитара;
4. Бубны;
5. Металлофоны;
6. Барабаны;
7. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»; «Музыкальные»
8. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.
УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Кукольный театр;
2. Настольный театр;
К Пальчиковый театр;
4. Театр на фланелеграфе;
5. Шапочки;
6. Маски. ’ с
7. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: создание условий для приобретения детьми опыта двигательной деятельности.
Задачи:
- способствовать правильному формированию навыков выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание и ловля мяча, лазанье и подлезание);
- развивать физические качества детей (ловкость, гибкость, координация движений, сила, быстрота, выносливость);
- обучать подвижным играм с правилами;
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни, об его элементарных нормах и правилах.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК
1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);
2. Бубен большой и маленький;
3. Скакалки;
4. Кегли (большие и маленькие);
5. «Косички»;
6. Кольцеброс;
7. Дуги;
8. Мешочки с песком;
9. Обручи;
10. Массажные дорожки и коврик;
11. Ребристая доска, резиновый массажный коврик.