Михаил Баютин
Ротацизм и методы его устранения
▼ Скачать +Заказ
Предлагаю вашему вниманию сообщение "Ротацизм и методы его устранения".
План
1. Определение недостатков произношения звука «р»
2. Виды ротацизма и параротацизма.
3. Описание правильной артикуляции звука «р».
4. Методы устранения ротацизма.
5. Дифференциация звуков «р» «р’»
Среди недостатков речи, при которых страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний, наиболее часто встречаются дефекты звука «р». Недостатки произношения звука «р» «р’» называются ротацизмом. Замена звуков другими согласными звуками русского алфавита – параротацизмом. Приведем наиболее часто встречающиеся разновидности этих недостатков.
Публикация «Ротацизм и методы его устранения» размещена в разделах
Ротацизм.
1. Звук «р» вовсе не произносится (рак - “ак”, корова - “коова”).
2. Звук «р» произносится картаво – это велярное «р», при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух вызывает беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате этого происходит шум, который сообщает фонеме «р» специфическое звучание. Другая форма картавости (увулярная «р») происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.
3. Звук «р» произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Вместо «р» слышится звук состоящий из быстрого сочетания звуков «р» и «ль» (“ рль”) (сарай – “саляй”).
4. Звук «р» произносится как кучерское «прр» (вибрируют крепко сомкнутые губы).
5. Звук «р» произносится гнусаво как (“нг”, корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.
6. Звук «р» произносится одноударно, т. е. вместо периодического колебания кончика языка производится только однократный удар кончиком об альвеолы. Получается звук «р», похожий на звук «д» (“ садай”).
Параротацизм.
1. Звук «р» заменяется звуком «в», который произносится обеими губами без вибрации (рука – “вука”, паровоз – “павовоз”).
2. Звук «р» заменяется звуком «ы» (рама - “ыама”, ворона - “ воыона”).
3. Звук «р» заменяется звуком «л» (рыба - “лыба”, сыр – “сыл”).
4. Звук «р» заменяется звуком «д» (рама-“дама”, трава - “тдава”).
5. Звук «р» заменяется звуком «г» (рука –“ гука”, паровоз –“ паговоз”)
6. Звук «р» заменяется звуком «й» или «ль» (рука –“ йука” или “люка”).
Описание правильной артикуляции звука «р».
Звук «р» (сонорный, вибрант) принадлежит группе переднеязычных и произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении, свойственному им при произношении гласного, который следует за согласным; кончик языка в форме ‘чашечки’ поднят и вибрирует у альвеол (при твердом «р») или у щели верхних резцов (при смягченном «р’») корневая часть языка опущена, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; небная занавеска поднята и, преграждает воздуху выход через нос, напряжение выдыхаемой струи воздуха сильные.
Методы устранения ротацизма.
Сложность артикуляционного уклада звука «р» и соответствующие многообразие дефектов его произношения породили различные методы по устранению различных видов ротацизма. Последовательность методов постановки звука «р» включает упражнения на поднятие языка, в форме “чашечки” с выдвиганием кончика языка к верху и на выработку вибрации кончика языка. Подготовительными упражнениями для языка являются:
1. Научить ребенка щелкать языком.
2. Присасывать язычок к твердому небу.
3. Удерживать язычок в положении “лопаточки” и “чашечки”
4. Переводить язычок из положения “лопаточки” в положение “чашечки” и наоборот.
5. Поглаживать твердое небо языком, постукивать кончиком языка верхние альвеолы.
6. Складывать язык в “трубочку”.
7. Упражнения – «болтушка» и «кормушка»
Все эти упражнения способствуют вызыванию звука «р». Звук «р» может ставиться по подражанию, но чаще всего звук «р» вызывают смешанным путем – по подражанию и механически.
Предложить ребенку поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам и длительно произносить звук «з». Шпателем, подложенным под кончик языка производить частые колебания, от чего получается рокот, характерный для произношения звука «р». Этот механический способ дает возможность ребенку ощутить вибрацию языка и в дальнейшем воспроизводить самостоятельно.
Звук «р», образованный механическим способом, соединяется с гласными в открытых и закрытых слогах, звуковых сочетаниях, словах, постепенно вводится в речь ребенка. Чтобы ребенок понял как получается смягченный звук «р’», следует показать ему, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к верхним резцам вместо альвеол.
Одновременно с упражнениями по постановке звуков необходимо проводить упражнения по различению данной фонемы на слух: научить ребенка услышать звук в ряду других звуков, услышать слог в ряду других слогов, наличие звука в слове; слышать и отличать правильные и неправильные произношения. Необходимо вырабатывать у ребенка правильно различать звучание этой фонемы до того, как он научится самостоятельно произносить этот звук.
Дифференциация звука «р» и «р’».
Когда правильное произношение звуков «р» и «р’» будет достигнуто, необходимо обязательно прорабатывать упражнения на дифференциацию этих звуков (- ра, - ро,- ру,-ры); в словах с прямыми (-рад, -рот, -рис, -горю) и обратными слогами (- дар, -бор,- жир, в предложениях (Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов) при чтении и пересказывании.
Литература.
1. Филичева Т. Б., Чевилева Н. А, Чиркина Г. В. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989г.
2. Правдина О. В «Логопедия» М. 1969г.
3. Рау Ф. Ф. «Приемы исправления недостатков произношения фонем», «Основы теории и практики логопедии» Под редакцией Левиной Р. Е. М. 1968г.
4. Синяк В. А, Рау Е. Ф «Логопедия» М. 1970г.