Ирина Кузнецова
Роспись чувашской одежды
▼ Скачать + Заказать документы
Роспись чувашской одежды
Интеграция: социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, восприятие художественной литературы.
Цель занятия: учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце, составляя многоцветную гамму на цветном фоне. Вводить детей в мир связей народного искусства с природой.
Воспитательные - Воспитывать у детей эстетическое восприятие.
Публикация «Роспись чувашской одежды» размещена в разделах
- Одежда, обувь, головные уборы
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Речевые – Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи, развивать внимание.
Развивающие- развивать внимание в процессе обучения.
Образовательные- познакомить с чувашским узором масмак.
Предварительная работа: рассматривание чувашской национальной одежды, рисование Чувашских узоров, чтение художественной литературы, знакомство с чувашской культурой, языком.
Материалы. Динамические модели создания образа-символа чувашского узора. Женская головная повязка «масмак» с узорами.
Изобразительная модель оригинала узора. Карточка с рисунками узора и его смыслового значения. Незаконченные образцы с рисунками узоров солнц с не закрашенными лучами и с рисунками узоров солнц с двумя закрашенными лучами. Полоска бумаги 5х25 см, простой карандаш, краски, кисти, тряпочки, баночки с водой на каждого ребенка.
Содержание организованной деятельности детей.
В гости к детям приходит кукла Илемби с подарком.
Воспитатель: Сыва – и ачасем?
Дети: Сыва Ирина Николаевна.
Воспитатель за Илемби: Сыва – и ачасем?
Дети: Сыва Илемби.
Воспитатель: Ребята посмотрите Илемби нам, что тот принесла.
Дети рассматривают подарок.
Воспитатель: это дидактическая игра «Собери узор».
Воспитатель: Вы хотите в нее поиграть?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Собери узор».
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Дети: Да очень интересная игра.
Воспитатель: Ребята, чем мы можем порадовать, нашу гостью? (спеть, станцевать или стих прочитать).
Дети: Хорошо, давайте.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть (показывает детям «Масмак», это «Масмак» (повторить) - женский головной убор.
Воспитатель: Давайте рассмотрим узор на масмаке. Что на нем изображено?
Дети: Это чувашское солнце.
Воспитатель: Как составлен узор? Из каких геометрических фигур?
Дети: Узор составлен из геометрической фигуры «треугольник», у которого все стороны равны.
Воспитатель: Какой цвет использовался при вышивке?
Дети: Зеленый, красный, желтый, черный, белый.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас?
Дети: Да все.
Физкультминутка
Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Нужно провести кистью прямую линию сверху вниз. Потом ее середину отметить точкой и через нее провести линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине. После этого от концов первой линии провести короткие линии в одну сторону и в другую.
Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединить.
Наконец, провести с обеих концов другой длинной линии две короткие и тоже их соединить.
Показ закрашивания «лучей» узора солнца. «Вначале нужно полосу бумаги, на которой будем рисовать узоры, разделить на четыре части: пополам и каждую половину еще раз пополам, проведя едва видимые карандашные линии. Затем взять тот цвет краски, который будет использоваться для закрашивания треу-гольников-«лучей» солнца. К примеру, желтый цвет краски. Сначала нарисовать в каждой клеточке полосы узор солнца. (Показать незаконченный образец с рисунками узоров солнц с не закрашенными лучами). Затем этим же цветом закрасить по два треугольника-«луча» у каждого узора солнца. (Показать незаконченный образец с рисунками узоров солнц с двумя закрашенными треу-гольниками-«лучами»). И только потом, сменив цвет краски, закрасить другие треугольники-«лучи» каждого узора солнц. (Показать образец, на котором нарисовано четыре цветовых образов узоров солнц).
Рисование узоров солнц детьми.
В ходе выполнения работы дети могут пользоваться динамическими моделями создания образа-символа чувашского узора солнце, в которых показан алгоритм действий.
Рассматривание детских работ.
Воспитатель благодарит детей от имени Илемби и прощается с детьми: Сыва пулар ачасем!
Дети: Сыва пул, Илемби!
В конце занятия дети вывешиваются свои работы на доску, рассматривают друг у друга «Масмак». Радуются за свои работы.
Воспитатель: Ребята, скажите, что вам понравилось? Вам понравилось рисовать узоры?