Анастасия Викторовна
Ролевая игра как форма организации обучения ее разновидности особенности подготовки и проведения
Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.
Проигрывание определенной сценической роли, отождествление с ней, помогает учащемуся:
1. Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях;
2. Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;
3. Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах.
Публикация «Ролевая игра как форма организации обучения ее разновидности особенности подготовки и проведения» размещена в разделах
Ролевая игра - форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Игровые методы необходимы:
• В рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». То есть, таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия.
• В рамках воспитательной работы. Они дают возможность педагогу работать с такой важной составляющей личности ученика как активность. Все-таки пока средства и методы воспитательной работы ориентированы на пассивную, исполнительскую позицию ученика. Учащийся с «избыточной активностью» чаще всего является нежелательным, «плохим учеником». Игра в этом случает выступает как относительно безопасное для общества и ближайшего окружения «пространство активности». Но при этом, несмотря на «игрушечность» игровых форм, действие и ответственность за действие в игре «настоящее». Негативная оценка действий является одним из самых сильных средств коррекции поведения.
• Игровые методы сами предоставляют материал для организационной и управленческой практики учащихся. Важным элементом игровых программ и курсов является включение наиболее активных и подготовленных игроков в работу по организации и проведению игры. А проведение игры представляет собой достаточно сложную управленческую задачу. Человек, который провел удачную игру, очень многое приобретает в плане личного оргуправленческого оснащения. И в отличие от других профессиональных областей практики включение в работу по проведению игры является посильной задачей для учащихся.
Свойство ролевой игры - улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.
Функции сюжетно-ролевой игры.
I. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
II. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
III. Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.
IV. Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
V. Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Особенности и назначения сюжетно-ролевой игры.
1. Функции данной игры заключаются в том, что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.
2. Общение детей в ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь. В игре они свободно и ярко переживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.
3. Постоянно изменяющая обстановка ролевой игры требует от её участников проявления способностей и использования ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни.
4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.