Татьяна Буянкина
Роль здоровьесберегающей среды в развитии, воспитании и обучении детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современные представления о здоровьесбережение входит формирование у детей потребности в ведении здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей. Поэтому формирование этого стиля – важнейшая социально-оздоровительная и здоровьесберегающая технология государственного значения и масштаба.
Публикация «Роль здоровьесберегающей среды в развитии, воспитании и обучении детей в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитать ребенка здоровым – значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Как писал по этому поводу В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В этой связи в понятие здорового образа жизни входит рационально организованный режим жизни детей как условие гармоничного развития ребенка. Его научные основы включают:
• характеристики режима жизни с учетом биоритмов функционирования детского организма;
• описание особенностей построения режима дня в дошкольном учреждении и в семье;
• требование к режиму занятий, отдыха, питания, сна как средство физического воспитания дошкольника;
• учет двигательного режима как принцип формирования здоровьесберегающей среды;
• гигиенические требования к проведению занятий с детьми; теоретическое обоснование самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня.
Как правило, в ДОУ основными компонентами здорового образа жизни являются следующие:
• рациональный режим;
• систематические физкультурные занятия;
• использование эффективной системы закаливания;
• правильное питание;
• благоприятная психологическая обстановка в семье.
При этом, поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском саду.
Например, известно, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску, выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в жестах, позе и во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные для него, условия, в окружении незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта, развития умения общаться со сверстниками.
Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира ребенка и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – это источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. При этом, эмоции ребенка развиваются в разных видах деятельности. Поэтому в режим детского сада вводятся ежедневные игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке. Необходимо также широко использовать возможности спортивно-оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов в микрорайоне. Функционирование детского сада как «открытой системы» существенно расширяет его собственные возможности. При этом, особое внимание следует обратить на роли здоровьесберегающей среды и ее функционирование.