Елена Дунаева
Родительское собрание «Авторитет родителей. Его роль в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения собрания : 1. Подготовка к выступлению на собрании 2. Изучение методической литературы 3. Изготовление вместе с детьми пригласительных открыток 4. Составление памятки для родителей
Что такое авторитет родителей? Этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет- одно из важных условий семейного воспитания. В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают в нём активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции- большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребёнка на свет.
Публикация «Родительское собрание „Авторитет родителей, Его роль в воспитании детей“» размещена в разделах
Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринуждённости, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упрёки на глазах детей,- то авторитета родителей в такой семье не бывает. Однако любовь и уважение в семье- не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально- нравственные отношения между всеми членами семьи, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к делам производства, забота об успехах своего коллектива, радость трудовым успехам, общественная активность- всё это не проходит незамеченным для ребёнка.
Если у отца или матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребёнком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребёнком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребёнок сел на голову».Как быть?
Заслужить авторитет у детей очень трудно : искусственность поведения отца или матери ребёнок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребёнка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: я- мать, я- отец. Такие призывы не получают отклика в душе ребёнка. Например.»Отца уважать надо!»- постоянно слышит Шурик от папы. Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить её. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый! Так думают все дети на свете….Шурик растёт. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома-«отца уважать надо»- всё чаще и чаще подвергается сомнению…Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришёл с работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик всё ждёт своего папу. Наконец отец появляется.»Заждался? Вот пообедаю, пойдём в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал?» Но мальчик уверен, что не будет так, как сказал папа. Будет по- другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня… Этот пример- иллюстрация того, как отец, требуя уважения к себе, элементарно не уважает сына. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал- забыл, завтра- было недосуг, послезавтра- оказалось срочное дело. В приводимом примере у отца Шурика и дел-то никаких не было. С обещаниями нужно быть особенно осторожным. Невыполнение даже единожды обещанного - надо суметь объяснить. Если дети ещё не всё могут понять в дошкольном возрасте, то пройдёт время и они начнут «переоценивать ценности» и ясно осознают, за что можно уважать отца или мать, за что - нет, как это случилось с Шуриком в приводимом примере.
Родителям кажется, что ребёнок ещё мал, чтобы понимать то, о чём говорят взрослые. Однако дети даже младшего возраста, занимаясь своим делом, реагируют на наши разговоры. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают тон, отношение к тому или иному событию, явлению, человеку. Если у ребёнка родители небезучастны к беде соседей, не осуждают друзей, а стремятся им помочь, то дети уважают родителей. Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, ребёнок будет поступать так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребё нка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений.
Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей. Дети в меру своих сил включаются в эти приготовления. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время- большое искусство. Оно также даёт положительные результаты, укрепляя авторитет родителей, в совместных прогулках, походах в лес, посещения кинотеатра, в общих играх и развлечениях, в домашних концертах. Увлечения родителей, музыкой, танцами, рукоделием, рисованием, если они проходят на глазах ребёнка, приобщение к этому детей, обогащают и облагораживают семейные отношения, сближают родителей и детей. Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Излишнее морализирование приводит к тому, что слово, как средство воспитания, теряет силу.
В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом» не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.
Одной из самых распространённых моделей семейного воспитания считается авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери способствуют воспитанию в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.
Другая модель семейного воспитания- ложный авторитет доброты. В семьях такого типа родители разрешают ребёнку всё. Малыш живёт в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти и каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате в семье вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, требования, мало дающий обществу и семье, не признающий запретов. Такие дети трудно входят в детский коллектив.
Противоположная модель семейного воспитания- ложный авторитет подавления, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. В некоторых молодых семьях, живущих со своими родителями, такая модель воспитания часто исходит от представителей старшего поколения, которые требуют подчинения не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают реализоваться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаться, кричат, часто наказывают ребёнка. Естественно, что ребёнок вырастает безвольным, замкнутым, забитым или, наоборот, деспотом.
Весьма распространён в последние годы и другой тип ложного авторитета в семье- авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями., подчёркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что умеют, а тем, что имеют, в них царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчётливыми дельцами и бездельниками.
Ещё одна разновидность ложного авторитета семейного воспитания- авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе, родители, сами того не замечая, «покупают» у ребёнка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…»- часто можно услышать в разговоре взрослого с ребёнком. В такой семье растёт ребёнок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя, он из всего постарается извлечь пользу.
Часто встречаются семьи, где отсутствует единство требований со стороны взрослых, например, мягкая, снисходительная, всё прощающая мать и суровый, чрезмерно требовательный отец. Ребёнок в таких семьях, в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них. На воспитание детей накладывают отпечаток настроение, состояние отца и матери, характер каждого из них. Бывают и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитание ребёнка. Когда они обнаруживают, что у ребёнка неблагополучно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками, слезами. Затем всё продолжается по-прежнему до следующего события. Отсутствие постоянной линии воспитания создаёт в семье обстановку с одной стороны,бесконтрольности, распущенности, с другой- напряжения, порождает у детей отрицательные чувства к родителям, вызывает у них ранний невроз.
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей. Авторитет- это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. Основа авторитета родителей-это прежде всего требовательное отношение к себе.